Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей. Домовый воробей. Вид: Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей. Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи.

Вид: Passer domesticus = Домовый воробей

Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробейЧитать: Домовый воробей

Наш домовый воробей (Passer domesticus), пожалуй, одна из самых приспособленных к жизни рядом с человеком птиц. В Средней полосе, в Европе, домовый воробей вдали от людей практически не встречается. Когда из района Чернобыля после аварии на АЭС в 1986 г. были отселены люди, там перестал встречаться и домовый воробей, хотя другие виды птиц остались жить в этом месте.

Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей

Домовый воробей распространен очень широко: по всей Евразии (кроме Арктики, северо-востока, юго-востока и центра Азии), в том числе на Британских островах, в Норвегии, в Малой Азии, на полуострове Индостан. Живет он и в Аравии, Северной и Восточной Африке. В XIX в. этот вид был завезен в Северную и Южную Америку, на ряд островов Карибского моря, юг Африки, в Австралию, Новую Зеландию, и впоследствии успешно акклиматизировался там. Во второй половине XX в. домовый воробей появился в Исландии, Кении, Сенегале, на Азорских островах. В Америке он расширял свой ареал со скоростью 20–50 км в год: за 40 лет заселил Мексику, за 55 лет распространился от Чили до Эквадора.

Продолжается расширение ареала домового воробья и в Евразии. Здесь он расселяется одновременно на север и на юго-восток, к Центральной Азии. На юге домового воробья можно уже встретить в районе Аральского моря и в долине Сырдарьи. Появился он сейчас и на Дальнем Востоке: в Амурской области, в Приморье.

Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей

Как и у других ткачиков – птиц южных стран, у воробья нет физиологических приспособлений к обитанию в условиях холодного северного климата (хотя эту птицу наблюдали и высоко в горах – в Швейцарских Альпах на высоте 2,3 тыс. м, в Гималаях – 4,6 тыс. м). Но, придерживаясь жилья человека, воробей успешно проникает даже в зону безлесной тундры и встречается сейчас до севера Якутии, устья Печоры, в Мурманской области. В поселках и городах домовый воробей и здесь, в холодных районах, находит неплохие условия для существования: гнездится в щелях и отверстиях зданий, кормится отбросами, остатками зерна, семян, хлеба у зернохранилищ, складов, свалок. Чем ближе к северу обитает домовый воробей, тем сильнее его связь с людьми, а вот в Средней Азии, на юге Туркмении, он может гнездиться и вдали от человеческих поселений.

В Европе численность домового воробья в отдельных местах может достигать 400 пар на 1 км2. По разным данным, в Европе обитает 60–200 млн домовых воробьев. В России – более 30 млн пар (возможно, и до 100 млн). В городах Украины домовый воробей, пожалуй, по численности превосходит всех других птиц вместе взятых, уступая по биомассе только голубям и врановым.

Однако со второй половины XX в. число воробьев в ряде районов Западной Европы (в частности, в Германии, Голландии, Великобритании, Чехии) стало уменьшаться. Так, в Англии с 1970 г. численность этого вида уменьшилась более чем на 2/3, и эта тенденция сохраняется, так что домовых воробьев приходится даже охранять. Отмечено сокращение численности воробьев и в ряде наших больших городов.

Причин этого несколько. Замена лошадей автомобильным транспортом привела к сокращению числа конюшен – удобных мест и для питания (остатками овса), и для гнездования. Новые конструкции домов, где мало щелей и отверстий, лишают воробьев удобных мест для постройки гнезд. Уменьшение числа зеленых насаждений в городах, ранняя уборка урожая зерновых и замена их посадками овощных культур, применение пестицидов в сельском хозяйстве сокращают кормовую базу воробьев – семян диких растений и остатков зерна на полях для взрослых птиц и насекомых, которыми воробьи выкармливают потомство. В Киеве в районах застройки неудобными для гнездования многоэтажными блочными домами, где озеленение к тому же представлено обедненными газонами с отдельными низкими деревцами, численность воробьев весьма невелика: они концентрируются на окраинах, рядом с рынками, пустырями или в районах старой малоэтажной застройки.

Устройство закрытых зернохранилищ и продуктовых складов, организация птицеферм, на которых не остается рассыпанного зерна, также лишает воробьев корма: ранее они вольготно себя чувствовали у открытых кормушек для домашней птицы и скота на фермах.

Правда, поведение воробьев довольно пластично, и в целом они хорошо приспосабливаются к жизни в современных населенных пунктах. Отдельные птицы залетают и в подземные переходы, и даже на станции метро, которые расположены близко от поверхности земли. В городах воробьи успешно воруют зерна подсолнуха и проса на рынках, прямо из-под рук торговцев. Быстро, с налета, хватают зерно и улетают прочь. Попыток отогнать их воробьи не боятся: чуть отлетят в сторону и вскоре опять повторяют попытку украсть зерно. Некоторые из них, особенно зимой, даже залетают в павильоны крытых рынков и в теплицы, где находятся довольно долго. В теплицах они клюют проростки и почки. В зоопарках воробьи залетают в клетки и едят зерно и хлеб.

Несмотря на кажущееся отсутствие страха перед человеком (ища корм, эти птицы часто прыгают прямо под ногами людей, подпуская на 1–2 шага), при попытках их ловить или стрелять воробьи быстро улетают из опасного места, хорошо определяя повышенный и недобрый интерес к себе. Поэтому ловить воробьев не так уж и просто. Но молодые птицы быстро привыкают к неволе и неплохо размножаются в вольерах. В последние годы любители птиц в Англии, Бельгии, Голландии стали держать в клетках воробьев необычной белой (светлой) окраски как декоративных птиц.

В природе воробьи гнездятся обычно в разных дуплах, щелях зданий, в норах на обрывах, нередко в стенках гнезд крупных птиц – аистов, орлов, цапель. Только на юге (например, в Средней Азии) домовые воробьи иногда сооружают открытые гнезда на деревьях.

Гнездятся эти птицы обычно парами, но в отдельных районах, например в Англии, проявляют явную тенденцию к колониальному гнездованию.

Размножаться воробьи начинают ранней весной, когда устанавливается плюсовая температура воздуха – 6–10 °С. Обычно у домового воробья бывает 2–3 выводка – с весны и до середины лета. В тропической зоне, где домовые воробьи размножаются круглый год, наблюдали и 4 выводка в год, но это бывает нечасто.

В кладке домового воробья – от 2 до 10, чаще 3–7 яиц, на юге обычно больше, чем на севере. Но, в целом, чем меньше яиц в кладке и птенцов в гнезде, тем больше шансов, что они не погибнут от разных причин и все вылетят из гнезда. В сельской местности птенцов выживает больше, чем в большом городе, где меньше насекомых: в среднем 2–3 птенца в городе и 3–4 в сельской местности.

Зрелости домовые воробьи достигают на второй год жизни, но часть птиц становится половозрелыми и в 5,5–8 месяцев. То есть ранние весенние птенцы уже к осени взрослеют, начинают делать попытки размножения: дерутся, пытаются строить гнезда. Но до реального выведения потомства дело не доходит. Занятые с осени гнезда воробьи используют зимой для ночлега, а выводить в них птенцов начинают весной. Одно гнездо воробьи могут использовать 2–3 года.

По ряду наблюдений, домовые (и полевые) воробьи образуют пары фактически на всю жизнь. А жизнь у них не очень длинная: хотя отмечали и 9-, и 11-летних воробьев, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет еще в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьев составляет 9–21 месяц.

Домовый воробей – оседлый вид, за пределы своих поселений он вылетает обычно не далее, чем на 2–3 км. Но из крайних северных районов зимой воробьи откочевывают, иногда на большие расстояния, а с юга Средней Азии даже отлетают в Переднюю Азию. Эти перемещения связаны с погодными условиями в отдельные годы, с наличием корма.

Из молодых птиц значительная часть остается жить вблизи родных гнезд, и лишь немногие отлетают на несколько десятков километров. В конце лета – начале осени выводки молодых воробьев соединяются и стаями собираются в местах добычи корма (семян, зерна). В это время они ночуют большими группами в открытых местах, на ветках кустов и деревьев и вот тогда-то и могут откочевывать от места рождения. Таким образом происходит расселение домовых воробьев.

Питание воробьев довольно разнообразно. Птенцов они выкармливают насекомыми, среди которых много вредителей. Например, в Молдавии более 60% насекомых, которых воробьи приносят своим птенцам, принадлежат к хозяйственно-вредным видам. На Украине воробьи выкармливают птенцов по крайней мере 103 видами разных членистоногих, 66% из них – жуки, в том числе хрущи, долгоносики, щелкуны. Приносят воробьи птенцам и мух, и гусениц. Но в конце лета подросшие воробьи переходят исключительно на растительный корм, в том числе и на семена культурных злаков, собтираемые на полях. В связи с этим распространено мнение, что весной воробьи полезны, так как кормят птенцов насекомыми-вредителями, а осенью могут вредить. Действительно, наибольшую пользу воробьи приносят в конце весны – начале лета; птенцы второго (летнего), выводка, подрастая, уже быстрее переходят на растительный корм. В конце же лета пища воробьев может на 1/5 состоять из семян культурных растений. По наблюдениям в Молдавии и Венгрии, домовые воробьи поедают семена 8 видов сельскохозяйственных культур. Осенью домовый воробей съедает до 5–6 г зерна в день, в его корм входит подсолнух, конопля, рис, гречиха, просо, пшеница. По наблюдениям, на Западе Украины домовые воробьи больше собирают опавшие зерна на полях, чем склевывают их с колосьев. Могут вредить воробьи и на виноградниках и ягодниках.

В осенне-зимний период пища воробьев – это в основном, семена дикорастущих растений, остатки пищи человека. Поэтому в этот период воробей не приносит вреда. Но он может быть конкурентом домашней птицы в питании на птицефермах, куда способен залетать по вентиляционным трубам и отверстиям и даже пытаться там гнездиться, как это наблюдали в Подмосковье. В теплицах, куда воробей без особого труда залетает через щели, он склевывает саженцы ранних огурцов.

Однако «полезность» и «вредность» воробьев в разные сезоны весьма условна. Нередко воробьи вредят и весной, склевывая почки на фруктовых деревьях, а птенцам приносят не только вредных насекомых, но и полезных пауков и даже божьих коровок. Собственно, воробьи собирают наиболее доступные и массовые виды живого корма. Более того, по наблюдениям, сделанным в Москве, они могут и птенцов выкармливать не насекомыми, а семенами и прочей растительной пищей. Вероятно, это связано с недостатком живых насекомых в центре большого города и не полезно для птенцов – при этом нормально развивалось и выживало заметно меньшее их число, чем в сельской местности, в том же Подмосковье.

Что же до осеннего времени, то тогда в питании воробьев существенную роль играют семена не только культурных растений, но и различных сорняков. Так, по наблюдениям в Германии, семена сорняков составляют до 36% осенней пищи домового воробья. Таким образом оценка вредности или полезности домового воробья скорее зависит от района его обитания, чем от сезона. В больших городах, особенно на севере, эти птицы скорее полезны, так как защищают зеленые насаждения от вредителей и ограничивают распространение растений-сорняков. На юге же, в сельскохозяйственных районах, воробьи временами могут приносить вред. Но, опять же, не везде. На западе Украины домовый воробей не считается вредной птицей, а на юго-востоке может вредить посевам зерна и виноградникам. В странах Европы, а также в Казахстане домовые воробьи отмечены как птицы, приносящие вред в садах и на полях: они склевывают вишню, смородину, виноград, ячмень, пшеницу, подсолнух и т.д. А на юге Средней Азии, где численность домового воробья незначительна, он не считается серьезным вредителем.

Из-за высокой численности в ряде мест домовый воробей имеет эпидемиологическое значение. В его гнездах обитают клопы, клещи – всего до 20 видов паразитов. До 12% воробьев бывают заражены патогенными микроорганизмами. У них находили возбудителей тифа, паратифа, сибирской язвы, дизентерии, туберкулеза, туляремии, лихорадки Ку, стафилококков. Правда, активное распространение воробьями болезней человека еще не доказано. Но вот переносить вредного амбарного клещика в зернохранилища воробьи могут так же, как и распространять болезни домашней птицы: оспу, дифтерию, куриную слепоту, туберкулез.

В больших городах у домового воробья мало врагов – изредка их ловят кошки и хищные птицы. Поэтому регулятором числа воробьев в городах, вероятно, выступают, в первую очередь, болезни и паразиты. И, как уже было сказано, – изменения городского ландшафта, приводящие к сокращению кормовой базы и числа мест, удобных для гнездования

Данная статья была опубликована в № 02/2005 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".