Городская ласточка, воронок. Delichon urbica Linnaeus = Городская ласточка, воронок

Род: Delichon = Городские ласточки

Вид: Delichon urbica Linnaeus = Городская ласточка, воронок

Городская ласточка или воронок имеет иссиня-черную блестящую окраску оперенья на спинной стороне, чисто-белые горло, грудь, брюшко и надхвостье, а хвост не очень длинный с треугольной вырезкой лишь на конце. Воронка нередко путают с косаткой, хотя эти две ласточки имеют много очень существенных отличий, поэтому и относятся к различным родам. У городской ласточки верхняя сторона тела также, но весь низ (брюшко) и надхвостье чисто белые. Хвост слегка вырезанный. Отмеченные выше признаки хорошо заметны у летящей птицы. Городская ласточка имеет белые, густо оперенные цевки и очень широко раздвигающиеся пальцы, вооруженные кривыми когтями. Длина тела городской ласточки около 14 сантиметров. Половой диморфизм в окраске отсутствует.

Городская ласточка – широко распространенный вид, как в Западной Европе, так и Восточной, а в России гнездится она до крайнего севера Европейской части страны, встречается на территории всей Сибири, а за пределами России - в Центральной Азии. Обычна она на Украине, в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, где представлена более мелким подвидом. В особый подвид с дымчатой окраской нижней стороны тела и тусклым, не блестящим верхом выделены и восточносибирские ласточки, обитающие на восток от Енисея.

Городские ласточки, как говорит и самое их название, часто гнездятся в населенных пунктах преимущественно городского типа, а также на скалах в горах. В больших городах обычно встречается только на окраинах. Городские ласточки кормятся главным образом высоко в воздухе, а вот ловить свою добычу у земли или схватывать с травы, как это делают косатки, они не умеют. Возможно это связано с тем, что полет у них не такой быстрый и ловкий, чем у косаток. Поэтому, прилетая приблизительно в одно время с деревенскими ласточками, они в некоторые годы часто гибнут при возврате холодов, так как не могут обеспечить себя кормами. С отрывистым “чирканьем” и выкриками “трик-трик...” воронки летают в небе над зданиями, нередко вместе со стрижами.

Гнездятся городские ласточки на стенах строений, куда привешивают свои полукруглые и закрытые, вылепленные из глины гнезда. Он крепят их к карнизам крыш, над окнами, у колонн или среди рельефных украшений. Стенки их гнезда содержат значительно меньше растительных элементов (соломы, стебельков травинок и т.п.), чем у косатки, а внутренность гнезда ласточки обязательно выстилают перьями, пухом и другими мягкими материалами. Если выстилку для гнезда птицы собирают прямо в воздухе, то за глиной или грязью для постройки гнезда им приходится спускаться на землю, а взлетают они из-за своих коротких ножек с трудом. Гнездо городских ласточек массивнее, имеет более высокие края и небольшой круглый леток (высотой около 25 мм), поэтому на него идет больше материала и пара строит гнездо дольше косаток. Диаметр завершенного гнезда 110-130 мм, при его высоте 70-120 мм.

Кладка городской ласточки состоит из 4-6 чисто белых яиц. При этом в первой кладке их бывает около 6, а во второй или запоздалой меньше, редко больше 4. Они по величине немного меньше, чем у косатки: их размеры - (19-20) х (13-14) мм. Насиживает кладку самка, а самец кормит ее и защищает гнездо от поползновений воробьев, старающихся захватить его для своих нужд. Появление близ колонии ласточек пернатого хищника, поднимает на крыло всех ее обитателей, которые с громким тревожным криком бросаются за ним, заставляя удалиться. Но их смертельный враг - сокол-чеглок редко улетает из колонии без добычи в когтях.

Молодые оперившиеся птицы покидают гнезда приблизительно с июля. А к осени городские ласточки собираются в большие стаи и в сентябре-октябре отлетают на юг на африканские и индийские земли.