Береговые ласточки. Riparia Förster = Береговые ласточки. Ласточки. Ласточковые. Семейство: Hirundinidae = Ласточковые.

Род: Riparia = Береговые ласточки

Вид: Riparia riparia Linnaeus, 1758 = Береговая ласточка

Береговая ласточка распространена как в Старом, так и Новом свете, за исключением Австралии и Антарктиды. Гнездится береговая ласточка только в северном полушарии. В Евразии встречается и размножается практически повсеместно. В зимнее время мигрирует в Восточную Африку, Мадагаскар, Саудовскую Аравию, Южную и Юго-Восточную Азию, а в Северной Америке - в северные районы Аргентины и Чили, Парагвай, а также Южную Мексику, Пуэрто-Рико и Виргинские острова.

Береговая ласточка является одной из самых маленьких представительниц семейства ласточковых. Длина ее тела в среднем составляет 12—13 см, размах крыльев 25—28 см, масса тела – 11-16 г. Береговые ласточки летают обычно на небольшой высоте, нередко над водой. Их полёт быстрый, но одновременно легкий и плавный. Голос у береговых ласточек резкий, а производимый ими глухой звук, можно воспроизвести как, «чррррш». Может издавать ласточка и длинную трель, состоящую из череды глухих звуков.

Оперение береговой ласточки на верхней части тела серовато-бурого цвета, а маховые перья первого порядка крыльев имеют более темную окраску. Достаточно тёмные и кроющие перья крыльев. Оперение нижней части тела в основном грязно-белого цвета, а между белыми горлом и брюхом имеется поперечная широкая полоса серовато-бурого окраса. Клюв твёрдый, короткий и широкий. Хвост с небольшой выемкой на конце, длинный и узкий, однотонный. Половой диморфизм не выражен, а вот молодые ласточки птицы с верхней стороны выглядят более рыжими, а снизу - желтоватыми.

Береговая ласточка обитает, как и говорит ее название, вдоль обрывистых берегов рек с достаточно мягким грунтом, а также у карьеров, в основном песчаных, расположенных неподалеку от водоёмов. Недалеко от воды держится эта ласточка и во время осенней миграции.

Береговушка, независимо от территории, где она обитает, является перелётной птицей, а вот сроки миграции в различных местностях могут заметно различаться. Например, время весеннего прилета к местам гнездовий может происходить с конца марта — начала апреля в Калифорнии (США) или в середине или конце мая – в средней полосе России. Массовая осенняя миграция наступает с начала августа, а завершается в местах гнездовий в середине сентября. При этом молодые птицы в своё первое путешествие на юг отправляются несколько раньше остальных птиц, а их путишествие длится дольше. В местах зимовки береговые ласточки обычно кочуют большими стаями, насчитывающими по 50 тыс. — 2 млн. птиц.

Береговая ласточка моногамна, но обычно гнездится большими колониями, иногда насчитывающими до 1,5 тыс. пар и более. Однако известны случаи одиночного гнездования пар. Для сооружения гнезда на высоком обрывистом берегу реки, озера или океана, в достаточно мягком или сыпучем грунте строится нора. Береговыми ласточками могут иногда использоваться обрывы песчаных или щебёночных карьеров, холмы по обочинам дорог и другие искусственные ландшафты.

В верхней части обрыва, или по крайней мере на расстоянии не менее 1—1,5 м от дна, сначала выкапывается горизонтально ориентированная нора, длинной от 20 см до 1 м, а в редких случаях она может достигать 1,5 м, зарегистрированный максимум - 1,83 м. При этом плотность нор в обрывистом склоне обычно возрастает с высотой, а расстояние между соседними гнёздами может составлять 12—17 см. Высота входного отверстия в нору колеблется в пределах 50-100 мм, при ширине от 60 до 120 мм. Иногда во время строительства норы птица выходит на туннель соседней норы, в таком случае строительство норы прекращается и переносится в другое место. Так же поступает птица, если в процессе прокладки норы она натыкается на какой-либо твёрдый предмет. Некоторые норы могут использоваться птицами повторно в следующий сезон, но обычно ласточки сооружают новую. Нору копает самец, используя в основном свой клюв, а лапками он выбрасывает землю наружу.

Заканчивается нора небольшим расширением 80-120 мм x 100-120 мм, где обустраивается гнездо. Оно представляет из себя несколько слоёв травы, соломинок и стебельков растений, а также перьев других птиц. Обычно толщина гнезда в центре составляет около 2,5 см, а ближе к краям оно утончается.

Пара береговушек может сформироваться еще до начала строительства норы и даже до прилёта к местам гнездовий. В таком случае самка во время работы самца находится рядом и охраняет территорию в 8—12 см вокруг норы, а позднее парой охраняется только сама нора.

Нередко пары создаются по окончании строительства норы. В таком случае одинокие самцы при приближении завершения работы взъерошивают перья на голове, кружат вокруг норы и громко кричат, таким образом привлекая и подзывая к себе самок. При этом они могут, усевшись на краю норы, приглашать вовнутрь пролетающую одинокую самку. Уже сформировавшаяся пара нередко усаживается рядом на краю норы и весело щебечет.

Самка откладывает в гнезде 2-8 (чаще 4-5) чисто-белых яиц, каждое размером 17-21 х 12-13 мм. Период насиживания и инкубации длится в пределах 13—16 дней. Насиживанием занимаются оба родителя, хотя самка в гнезде проводит больше времени. Вылупившиеся птенцы беспомощные и неоперенные, а их первоначальная масса составляет около 1,6 г. Из норы птенцы начинают выглядывать наружу примерно на восьмой — десятый день, встречая родителей. Свой первый полёт они решаются совершить в возрасте 18—22 дней. Однако, в течение последующих 4—5 дней птенцы все еще ежедневно возвращаются в родительскую нору, а затем ночуют в своей собственной норе.

Основу пищевого рацион более чем на 99% составляют насекомые (перепончатокрылые, муравьи, мухи, жуки, клопы, стрекозы, бабочки, поденки), а оставшуюся часть - паукообразные и растительная пища. Охотятся береговые ласточки в основном на лету, хватая как летящих, так и прыгающих насекомых, реже ловят насекомых непосредственно на земле либо на поверхности воды.