Галка. Вид: Coloeus (=Corvus) monedula Linnaeus, 1758 = Галка. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Говорящие галки

Читать: Галка

Вид: Coloeus (=Corvus) monedula = Галка

Маленького галчонка, выпавшего из гнезда, подобрали люди и воспитали. Галчонок оказался на редкость способным. Он быстро привык к своим опекунам, освоился, привязался к Люде. От нее-то он и научился произносить некоторые слова. Лучше всего он выговаривал имя своей юной хозяюшки. Подросшая галка повсюду сопровождала свою наставницу. Летала за ней и в магазин. И если девочка задерживалась там, птица поднимала крик и вызывала ее.

В доме у галки оказались друзья и среди животных. Особая дружба была у нее с котом Васькой. Нередко юркая птица подшучивала над хвостатым приятелем: как только Васька начинал дремать и погружался в сон, галка тотчас же подскакивала к нему и дергала ленивца за хвост.

Свободно разгуливая по дому и по двору, галка могла летать куда ей только захочется. Нередко, заслышав в небе своих сородичей, галка присоединялась к их стае и улетала с ними. Полетав с галками, она все же вновь возвращалась к людям.

Галки — извечные спутники людей, городских и сельских жителей. Они являются представителями отряда воробьиных птиц, только входят в самостоятельное семейство врановых. Кроме них в эту черную семью входят крупные черные вороны, серые вороны, грачи, сороки, сойки, кукши, клушицы, кедровки.

Галки отличаются от ворон и грачей меньшей величиной. Оперение у них черного цвета, шея — серая. Селятся галки чаше всего возле людей, устраивая гнезда в различных нишах, под карнизами и на чердаках высоких каменных зданий, иногда;— в печных трубах. В природе галки гнездятся в дуплах деревьев, в расщелинах высоких берегов и скал, в пустотах между камнями, иногда — в старых грачиных гнездах и даже в норах сизоворонок.

В Уфе галки сплошь и рядом гнездятся на чердаках многоэтажных высоких жилых домов, мирно сосуществуя с голубями. Я не раз наблюдал, как галки спокойно отдыхали на соседних деревьях, пили воду из лужи вместе с голубями, а затем совместно с голубями и воробьями выискивали корм в траве во дворе дома.

Наблюдения за жизнью галок показывают, что они селятся и парами, и многосемейными колониями. В последнем случае, в галочьей стае-колонии существует определенный порядок, основанный на строгой подчиненности группы вожаку — иерархии. Развито у них и чувство взаимопомощи.

Галки — птицы довольно компанейские. Летом и осенью они сопровождают стаи скворцов, ворон, грачей. На осенних полях галки ходят вместе с грачами по жнивью или вслед за тракторами по пахоте. В теплое время года галки питаются различными насекомыми и их личинками. Истребляя вредных насекомых, галки приносят пользу сельскому хозяйству. Осенью они добавляют в свой рацион зерно, подбирая его на убранных полях, а кое-где и на дорогах. Случается, что галки иногда склевывают и молодые сочные всходы на полях и огородах, однако, вред от этого невелик.

В южных районах страны галки ведут себя как оседлые птицы — они и лето и зиму проводят в районе своих поселений. Таких галок я ряд лет наблюдал в Киевской области. В северных районах галки становятся перелетными и кочующими птицами. Где зима очень суровая, они откочевывают несколько южнее. Нередко галки откочевывают и из Уфы и ее окрестностей. В то же время к нам прилетают галки из более северных областей. Поэтому в различных районах Башкирии и соседних областей галок можно встретить и зимой. В сравнительно маломорозные зимы галки остаются в районах своих поселений и в северных областях.

В городах галки зимуют сравнительно чаще, особенно если там для них находятся подходящие места для ночевок и достаточное количество пищи. Ночуют они на чердаках больших зданий, в различных нишах, иногда — на больших деревьях, вместе с воронами. Часто галки и вороны образуют огромные, многотысячные скопления, которые наблюдали многие горожане. Года два тому назад галки и вороны облюбовали было высокие деревья в парке, почти в центре Уфы. Как-то я специально ходил туда с товарищем ночью понаблюдать за ними и подсчитать число ночующих птиц. Сделать это оказалось не просто — птицы то и дело срываются с деревьев, перелетают с места на место, шумят, кричат. Все же приблизительный подсчет показал, что птиц там было гораздо более десяти тысяч. В другие годы птицу зимовали в других местах, где есть большие массивы крупных деревьев и где сравнительно меньше ночью ходят люди...

Читать дальше: Говорящие галки

И. Ф. Заянчковский. ГОВОРЯЩИЕ ПТИЦЫ. БАШКИРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО.-УФА — 1981

Составитель :

Евстафьев И.Л. , правообладатель " Мир Животных "

Все материалы предназначены для использования в познавательных целях. При использовании в письменных ученических, студенческих и т.п. работах обязательна ссылка: Сайт "Мир животных".