Говорящая ворона. Ворона содержание. Серая ворона. Вид: Corvus cornix Linnaeus, 1758 = Серая ворона. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Серая ворона и человек

Читать : Серая ворона

Особое пристрастие вороны имеют к яйцам. Добывая их, вороны проявляют много хитрости и смекалки. Мелких певчих птиц они просто сгоняют с гнезд, чтобы завладеть их яйцами. Если на гнезде сидит крупная птица, то ворона затаивается поблизости и ждет, когда та отлучится хотя бы на несколько секунд. Ворона мгновенно подлетает к гнезду, хватает яйцо в клюв и улетает. Иногда вороны охотятся парами. В Астраханском заповеднике, в дельте Волги, среди зарослей камыша на деревьях гнездятся бакланы. Эти птицы на гнезде сидят прочно и от одной вороны могут отбиваться клювом. И здесь вороны применяют такую тактику. Одна из них подлетает к баклану спереди и наскакивает на него до тех пор, пока тот не встанет на ноги. Другая ворона, скрывавшаяся позади гнезда, подскакивает и выхватывает из него яйцо.

Одному школьнику удалось наблюдать такую картину. Возле собачьей конуры стояла миска с едой. В это время из-за сарая сюда направилась ворона. Пес бросился к ней. Ворона взлетела, села на нижнюю ветку яблони и как бы дразнила разъярившегося пса. И тут из-за конуры вышла вторая ворона и схватила несколько кусков хлеба из собачей миски. Потом эта ворона сменила первую и та тоже поживилась чужим кормом. Рвавшаяся на цепи собака даже не заметила, что позади нее орудуют воры.

В некоторых местах ущерб, наносимый воронами мелким певчим и охотничье-промысловым птицам, бывает довольно значительным. Этим они сами себя ставят, как говорится, вне закона: охотникам разрешается отстреливать разбойничающих ворон и разорять их гнезда. Безусловно, такие карательные санкции против ворон допустимы не где попало и не повсеместно, а лишь в местах, где они разоряют гнезда мелких певчих птиц и в охотничьих угодьях. Иначе говоря, расплата разрешается на месте преступления. Там же, где в деятельности ворон преобладает польза, стрельба по ним не может быть оправдана.

У ворон немало и заслуг. Они истребляют много вредных насекомых, особенно хрущей и щелкунов, поедают мелких грызунов, по берегам рек и озер подбирают снулую рыбу, едят и всякую падаль. Зимой вороны становятся частыми гостями на свалках и помойках в городах и селах, выполняя важную и нужную роль санитаров. Приведу и такой пример. В Индии по местным обычаям трупы павших животных не зарывают в землю. Уборкой их занимаются грифы, коршуны и стаи ворон. Если бы не эти санитары, жаркий тропический воздух был бы отравлен миазмами разлагающихся трупов.

Смышленые вороны приспособились добывать мясо двустворчатых моллюсков, разбивая их о камни. Схватив ракушку клювом, ворона поднимается вверх и роняет ее. Раковина разбивается, и ворона, опустившись вниз, лакомится ее содержимым. Иногда ворона раковины бросает на асфальтовую дорогу. В некоторых районах вороны таким же способом добывают мякоть грецких орехов.

Наша ручная ворона — явление не исключительное. Эти смышленые птицы, выращенные людьми, обычно легко приручаются, привязываются к своим воспитателям и даже поддаются дрессировке. Римский писатель Элиан (конец второго—начало третьего века) в сочинении «О природе животных» рассказывал, что египетский царь Мертес имел очень хорошо обученную ворону, которая переносила пакеты с его письмами в другие города. После смерти вороны, в благодарность за ее службу царь устроил ей богатое погребение.

В одном селе в Подмосковье ребята подобрали выпавшего из гнезда вороненка и коллективно воспитали его. Он подружился с котенком и ел с ним из одной миски. Но если попадал лакомый кусок, то каждый из друзей тянул его к себе. Победитель скрывался с добычей: кот в кустах, а Воронуша перелетал с куском на дерево. Когда ребята шли на реку рыбачить, Воронуша летел туда же. Мелкую рыбешку отдавали ему. Не отставал он от ребят и когда те играли в теннис. Во время их отдыха Воронуша завладевал мячом и гонял его, подталкивая клювом по площадке. Осенью Воронушу увезли в уголок Дурова, в Театр зверей. Там его научили всяким премудростям, и он стал артистом. Он листал книгу из фанерных листов, стрелял из пушки, дергая шнур, и выполнял много других номеров.

У знакомого уже нам симферопольского натуралиста П. Г. Болтоусова среди многочисленных воспитанников-птиц была и ручная ворона Гришка. В дом-пансионат для птиц он попал больным вороненком. Вылечив вороненка, Болтоусов выпустил его на волю. А Гришка взмахнул крыльями, сел на плечо своему спасителю и стал перебирать волосы клювом. Так и остался в доме у людей. Подружился с ручной сорокой Яшкой. Хозяина любили оба и ревновали друг к другу. Гришка сядет на одна плечо к воспитателю, тут же на другое взлетает Яша, и оба перебирают ему волосы клювами. Потом научились снимать с хозяина шапку и даже прическу ему поправляли. Гришка был непоседливой птицей. Во дворе постоянно ходил за хозяином и частенько мешал ему: то гвозди растаскивает, то щипцы унесет. Кошки не боялся и сам донимал ее: щипал ее клювом за хвост, а та отгоняла надоедливую птицу лапой.

Бывает, что взрослая ворона вступает в дружественные отношения с домашними животными без всякого приручения ее человеком. Редкий случай дружбы дикой вороны с котом наблюдал писатель Николай Тихонов и рассказал об этом в своих интересных очерках в журнале «Наука и жизнь»....