Обыкновенная сорока. Вид: Pica pica (Linnaeus, 1758) = (Обыкновенная) сорока. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Pica pica = (Обыкновенная) сорока

Вид: Pica pica (Linnaeus, 1758) = (Обыкновенная) сорока

Читать : Говорящие сороки: [2];[3];[4]; Содержание сороки в доме

Полевые признаки. Птица средней величины с длинным хвостом. Голова, шея, верх груди, спина, надхвостье, хвост и крылья черные. Низ и широкие полосы на плечах и крыле белые. Крылья короткие, машет ими часто, полет тяжелый. Голос — «чек-чек» и резкое частое стрекотание. Осторожна (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Распространение. Обычна в разреженных лесах юга Средней Сибири, особенно по речным долинам и в антропогенном ландшафте. В сплошную тайгу почти не проникает (Рогачева, 1988).

В Минусинской котловине многочисленный вид приречных зарослей, искусственных лесных и кустарниковых посадок, опушек тайги и лесостепных рощ, окрестностей поселков (в лесных посадках 20-30-летнего возраста — до 260 особей/км2) (Рогачеав, 1988). В Усинской котловине, по нашим данным, редка; П.П. Сушкин (1914) в начале века совсем не встретил ее у пос. Ус. В подтайге и южной тайге сорока — многочисленный вид культурного ландшафта крупных речных долин, особенно окраин поселков, где она гнездится по опушкам леса и в пойменных зарослях. На Енисее, начиная с 59° с.ш., это птица припойменных зарослей у поселков. По Енисею сорока регулярно гнездится в пределах южной и средней тайги и в южной части северотаежной подзоны, где доказано гнездование (пос. Бакланиха, 64° 30' с.ш.) (Рогачева, Вахрушев, 1983). Севернее, на Енисее и в пределах Таймыра, не встречена. В верховьях р. Турухан жителям пос. Советская речка известны очень редкие встречи залетных сорок (Рогачева и др., 1987). В среднетаежной Эвенкии нашей экспедицией сорока найдена в 1985 г. как многочисленный гнездящийся вид (15,5 особи/км2) в окрестностях пос. Муторай (61° 20' с.ш.) и Стрелка-Чуня (61° 45' с.ш.). В Ванаваре, по собранным нами сведениям, в 40-е гг. сороки иногда появлялись, но в 50-е гг. иx не было. На Нижней Тунгуске, у северного предела средней тайги, сороки летом 1986 г. встречены О.А. Черниковым у пос. Юкта (63° 30' с.ш.); они здесь были редки, но гнездились и, по опросным данным, уже второй год отдельные птицы в Юкте зимовали. В енисейской средней тайге большая часть сорок на зиму откочевывает, но известны случаи благополучной перезимовки отдельных птиц (Рогачева, 1988).

Фенология выяснена слабо. Под Красноярском сороки с конца марта разбиваются на пары и исчезают из города. Гнездятся по пойменным зарослям на Енисее и там, где леса чередуются с открытыми пространствами. Полные кладки — в конце апреля, птенцы на взлете — 25 июня. В конце сентября собираются в стаи и начинают кочевать (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Размножение. Гнездо обычно на высоте двух-четырех м, шарообразное, с крышей и входом сбоку, сделано из веток, стенка обмазывается изнутри землей, лоток выстлан шерстью или сухой травой. Кладка — 5—8, редко 9 голубовато-зеленых яиц с бурыми пятнами (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Питание. Всеядна. Основа питания — насекомые, реже семена, грызуны, падаль. В пределах края питание не изучено (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

http://www.floranimal.ru; http://birds.krasu.ru