Лазоревка. Вид: Parus caeruleus = Лазоревка. Синицевые. Семейство: Paridae = Синицевые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Parus caeruleus = Лазоревка

Вид: Parus caeruleus = Лазоревка

Спина у лазоревки буро-зеленого цвета, а оперение на крыльях и хвосте голубде. На голове лазоревки, окрашенной в белый цвет, имеется характерная шапочка из голубых перышек. У лазоревки имеется черноватый (или темно-синий) ошейник и такая же полоска, проходящая через глаз, маскирующая его. Брюшко светлое, окрашено в желтый цвет.

Лазоревка лесная птица, поэтому обитает она в лиственных и смешанных лесах, осенью и зимой часто появляется в населенных пунктах в смешанных стайках вместе с большими синицами. Именно там чаще всего можно услышать ее песню, представляющую из себя короткую журчащу трель, а крик ее можно описать как звонкое “ци-ци-циррзь”. К марту лазоревка покидает общие стаи и остальное время держится парами.

Распространение зеленой лазоревки ограничено Европой, при этом в Западной Европе и странах, окружающих Средиземное море, выделено около десяти подвидов.  Но так как изменчивость окраски лазоревок в пределах ареала очень велика, поэтому существование постепенных переходов в оттенках делает практически невозможным установление границ отчетливых географических подвидов. Ареал лазоревки в России занимает Европейскую часть к северу лишь до Ленинграда и Великого Устюга, то есть приблизительно до 60-61° северной широты и Кавказ. При этом на территории Крыма и на Кавказе живет особый подвид, характеризующийся некоторой сероватостью в окраске оперения на спине и более сильным клювом. За Уралом лазоревка отсутствует, но в Сибири ее экологическую нишу заменяет белая лазоревка.

Лазоревка зимует в основном в области гнездования, иногда совершая нерегулярные кочевки с одного малокормного места в другое. Питается лазоревка в теплое время года в основном различными видами насекомых, а также пауками и другими беспозвоночными, а зимой в ее рационе большую часть составляют семена различных растений.

Своим поведением лазоревки во многом напоминают больших синиц, на которых она внешне по окраске довольно похожи, а вот по размеру они заметно мельче и длина из лела обычно не превышает 12 сантиметров. Лоб и брови у лазоревки белые, а черное горловое пятно много меньше, чем у большой синицы, а синий цвет на крыльях и хвосте яснее. Белая полоска на крыльях также ярче, чем у большой синицы.

Численность ее невелика, поэтому зеленая лазоревка встречается много реже большой синицы, а в осенних смешанных синичьих стаях как правило можно встретить лишь одну-две птицы, и то не всегда. Зимняя активность лазовревок связана как с погодными условиями, так и кормовыми. В годы бедные кормом, отдельные стайки лазоревок зимой можно встретить в таких больших городах, как например, Москва. Сезонные дальние перекочевки лазоревок более характерны для северных популяций, именно оттуда практически все особи улетают зимовать даже в Крым и на Кавказ, где лазоревки местных популяций живут круглый год оседло.

По сравнению с большими синицами лазоревки более вертлявы и подвижны, они ни минуты не сидит на месте. В зимних смешанных стайках синиц лазоревок можно опрелелить по голосу, издающих звучные трельки: «ти-пи-чулюлюлю...» и картавые выкрики: «цитертэтэтэ...».

Обшаривая ветви деревьев, лазоревка подвешивается к ним во всевозможных позах. Если найдет добычу, на мгновение остановится, чтобы раздолбить или расщипать зажатую в лапках находку, и потом снова стремительно бросается на поиски пищи. Несмотря на небольшие размеры, характер у нее неуживчивый и довольно драчливый. Встретившись на кормовом столике с хохлатыми синицами и гаичками, она гонит их прочь, а в лесу нередко отнимает у них добычу. Семена она ест менее охотно, чем большая синица, и главным образом кормится яичками насекомых. Многие наблюдатели сообщают, что лазоревки особенно любят расщипывать галлы — наросты на листьях — и доставать оттуда личинок орехотворок. Птички вскрывают даже твердые галлы дуба. Эти лазоревки приносят несомненную пользу лесоводству. Охотно расщипывают они и мягкие ягоды, выедая оттуда лишь мелкие семена.

Возвращаясь после зимних кочевок в места размножения, лазоревки спариваются и обустраивают гнездо, занимая под него подходящие дупла в стволах и толстых ветвях лиственных деревьев. Иногда занимают для гнезда ниши в гнилых пнях, расположенные совсем невысоко от земли. При этом иногда им приходится вступать в жестокие драки с конкурентами. Лазоревка нередко гнездится и в городских парках, при этом искусственные гнездовья они используют значительно реже, чем большие синицы. В качестве материала для гнезда им служит мох, корешки растений, волос и шерсть животных, так же как и у большой синицы,  хотя в дупло они натаскивают всего этого значительно меньше.

В полной весенней кладке лазоревки может быть до 10-12 очень маленьких яиц,  длина которых обычно составляет около 15 миллиметров. Яйца белые, с ржавчатыми крапинками. Насиживают кладку оба родителя, как самка, так и самец. Есла к дуплу начинает приближаться потенциальный враг, то насиживающая птица начинает там шипеть, словно змея, или может жужжать наподобие роя шершней или ос. Лазоревки очень часто вступают в размножение повторно, тогда у них бывает за лето два выводка. Примерно с августа выводки соединяются в стайки и начинают свои кочевки.