Хохлатая синица, гренадерка. Вид: Parus cristatus Linnaeus, 1758 = Хохлатая синица, гренадерка. Семейство: Paridae = Синицевые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Parus cristatus = Хохлатая синица, гренадерка

Parus cristatus Linnaeus, 1758 = Хохлатая синица, гренадерка

Вид: Parus cristatus = Хохлатая синица, гренадерка

Parus cristatus Linnaeus, 1758 = Хохлатая синица, гренадерка

Хохлатую синицу или гренадерку внешне отличить от других синичек нетрудно. Это маленькая синичка, величиной с лазоревку. На голове она имеет большой остроконечный полосатый хохолок (отсюда основное название этого вида), большей частью вздернутый торчком, а за сходство его с головным убором гренадеров она и получила свое второе имя – гренадерка. Спинная сторона хохлатой синицы серовато-бурого цвета; крылышки и хвост бурые, без всяких отметин. На горле гренадерки имеется черное пятно (т.н. бородка), а через глаз идет темная полоска. Оперение брюшка белое с буроватым налетом.

Половой диморфизм у хохлатой синицы выражен слабо, хотя у самки и молодых особей хохолок и черное оперение на горле менее выражены, чем у самца. Иногда можно наблюдать как самцы гренадерки при ссоре между собой плотно прижимают хохолок к телу и одновременно смешно вытягивают голову.

Ареал распространеня хохлатой синицы простирается от Европы и до Южного Зауралья. Ее географическое распространение тесно связано с с разреженными рощами хвойных лесов. Особенно привлекает их отмирающий лиственный сухостой среди хвойного леса. Хохлатую синицу можно встретить на гнездовании на Скандинавском полуострове и в Средней Европе, на большей части Европейской части России. В северном направлении у нас она доходит до Архангельска, Северной Двины и до реки Вятка, а на восток она распространена в лесным массивам вплоть до Уфы. На юге эти синицы редки, а в Италии и на Балканском полуострове отсутствуют. У нас юго-восточная граница проходит от Украинских Карпат через Полтаву, Воронеж, Пензу и Ульяновск. Южнее этой линии гренадерки встречаются только во время осенних и зимних кочевок. Следует отметить, что изолированная гнездовая область имеется в лесах Закавказья.

Фото Parus cristatus Linnaeus, 1758 = Хохлатая синица, гренадерка

Хохлатая синица или хохлуша отдельными стайками встречается редко, зато она постоянный член смешанных синичьих стаек. Такие стайки во множестве кочуют начиная с осени и всю зиму по нашим лесам, часто посещают они и сады. Хохлатая синица очень подвижная милая птичка, которая вносит оживление и шум, в крикливую компанию собратьев-синиц. Поэтому еще издали можно услышать среди многоликих голосов синичьей стаи картавые трели хохлатых синиц: “ти-ти-тэрэрэ...” или более короткие: “тюрр-тюрррэ...”. Они несколько напоминают тревожные крики, издаваемые большой синицей. Весной, когда эти трельки часто повторяются друг за другом, то они превращаются в скромную песенку. Во время кормежки и перелетов с дерева на дерево можно услышать тонкое попискивание хохлатых синиц, как это делают и другие виды синиц.

Гренадерок можно встретить во время их осенних и зимних кочевок почти во всех лесных сообществах и садах. При этом они легко привыкают к зимней искусственной зерновой прикормке и нередко могут возвратиться к ней на следующий год. Но с приходом весны и все лето, гнездящиеся хохлатые синицы предпочитают жить в светлохвойных и смешанных лесах, а также молодых хвойных рощах, главным образом в сосняках, произрастающих на песчаной почве. При отсутствии таких лесов, не удастся встретить и гнездящихся хохлатых синиц.

Parus cristatus Linnaeus, 1758 = Хохлатая синица, гренадерка Фото

Хохлатая синица питается исключительно разнообразными насекомыми их личинками, предпочитая сочных мелких гусеничек. В поисках насекомых гренадерка иногда даже прицепляется к коре, как пищуха, лазая по стволам и ветвям. Так как в рационе хохлатых синиц в основном вредные для лесных культур насекомые, то они, несомненно, являются очень полезными для хвойных лесов птицами.

Для гнездования хохлатая синица в основном выбирает хвойные леса, очень редко ее можно встретить в смешанных участках, а вот чисто лиственных насаждений она полностью избегает.

Свое гнездо гренадерка обустраивает главным образом в дуплах деревьев, нередко выбирая для этого полуразвалившиеся, заросшие мхом пни. Хохлатая синица может устроить себе гнездо и в углублении между корнями больших деревьев, а при недостатке естественных укрытий использует покинутые строения других животных – беличьи гайна, сорочьи гнезда, встречали их и в старых гнездах крапивников. В гнилых пнях или в стволах деревьев с трухлявой сердцевиной синица делает дупла сама. Готовое дупло имеет летное отверстие диаметром около 25-30 мм.

Для строительства гнезда хохлатая синица использует различный строительный материал. При этом если для основания гнезда используется в основном мох, иногда с примесью лишайника, то внутреннюю часть лотка гренадерка тщательно выстилает шерстью (чаще - беличьей), которая образует плотную массу, напоминающую мягкий войлок. Иногда сюда синичка может примешать небольшое количество паутины или даже коконов насекомых.

Яиц в полной кладке обычно бывает меньше, чем у других синиц, как правило их 5-7, реже - до10. Яйца белые с очень изменчивым рисунком: по белому фону разбросаны красновато-коричневыми пятна и точки, образующие нередко заметный венчик на тупом конце. Иногда пятнышек на скорлупе почти совсем нет. Размеры яиц колеблются в пределах: (15-17) х (12-16) мм. Гнезда с полными кладками можно встретить в первой половине мая.

Насиживание занимает от 15 до 17 суток. После вылупления птенцы находятся в гнезде еще около трех недель. Заботливые родители выкармливают своих птенцов мелкими гусеничками, собираемыми с хвои, реже в корм используются и другие мелкие насекомые их личинки. Молодняк становится на крыло и вылетает из гнезд в середине июня.