Длиннохвостые синицы или Ополовники. Длиннохвостая синица или Ополовник. Вид: Aegithalos caudatus (Linnaeus, 1758) = Длиннохвостая синица, ополовник Семейство: Aegithalidae = Длиннохвостые синицы или Ополовники. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, по

Род: Aegithalos = Длиннохвостые синицы

Вид: Aegithalos caudatus = Длиннохвостая синица, ополовникФото

Внешний вид. Пушистая бело-черно-рыжая птичка. Клюв очень маленький, короткий и толстый. Голова у северных птиц белая, у южных — с черной полосой через глаз. Название свое получил за то, что издали напоминает маленький круглый половник с длинной узкой ручкой. В XIX веке птицеловы считали его самой красивой из мелких птиц России и называли “аполлоновка”.

Чистое и нежное “тии-тити” (первый слог растянут, два следующих короткие). Звонкое “чэрр”.

Местообитания. Обитает в лиственных и смешанных лесах. Обычен в березняках и ольшаниках.

Питание. Питается насекомыми.

Места гнездования. Излюбленными местами гнездования длиннохвостой синицы являются скрытые, малодоступные топкие береговые (уремные) ивовые заросли, лесные болота с мелкой березой, ольшаником и ивой, сырые заросшие овраги. Встречается в лиственных и смешанных лесах вблизи опушек.

Месторасположение гнезда. Гнездо чаще всего помещает в густых кустарниковых зарослях, на опушке леса или в редком старом лесу с густым подлеском, обычно на деревьях лиственной породы (березе, дубе, липе и пр.). В кустарниковых зарослях гнездо располагает на развилках сучьев низко (на высоте 1,5-3 м от земли); в лесу — значительно выше (на высоте 3-15 м, редко ниже 3 м); в развилке ветвей — очень часто у самого ствола, прикасаясь к нему одной из стенок.

Строительный материал гнезда. Сплетено в основном из зеленого мха, крепко скрепленного волокнами от коконов насекомых, в результате чего стенки становятся прочными и плотными, как войлок. Снаружи стенки гнезда облицованы мелкими кусочками коры березы, ели, ольхи и других деревьев, белыми лишайниками, обрывками тонкой бересты, чешуйками еловых шишек и т. д. Весь материал также плотно скреплен густой сетью волокон от коконов насекомых и паутиной, в результате чего образуется довольно плотный наружный панцирь. В стенки иногда вплетены иглы сосны, прядки растительного пуха (пушицы и др.). Эта облицовка очень хорошо маскирует гнездо под цвет коры дерева. Внутренняя подстилка плотно прилегает к стенкам, придавая им еще большую прочность. Состоит она из большого количества перьев (до 2 тыс.), образующих сплошную мягкую и теплую массу.

Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой весьма искусное сооружение эллипсообразной формы с боковым входным отверстием. Диаметр гнезда 90-120 мм, высота гнезда 120-180 мм, диаметр летного отверстия 20-40 мм, толщина стенок гнезда 10-25 мм.

Особенности кладки. Кладка из 9-15 чисто-белых яиц, иногда с красноватыми крапинками. Размеры яиц: (13-16) х (10-12) мм.

Сроки гнездования. Откладывание яиц начинается в середине апреля. Насиживание продолжается 12-13 суток, выкармливание птенцов в гнезде 15-16 дней. Вылет молодых птиц происходит в конце мая — первой половине июня.

Распространение. Распространен почти по всей лесной зоне, кроме северной тайги, на Кавказе.

Зимовка. В зимнее время кочует стайками (часто вместе с большой и другими синицами) недалеко от мест гнездования.

Описание Бутурлина. Род длиннохвостых синиц стоит несколько особняком от всех описанных выше синиц. Как в строении тела и окраске, так и в образе жизни этих мелких птичек есть много особенностей.

Уже необычный облик их привлекает внимание, когда вы замечаете стайку, с тонким писком кувыркающуюся на голых ветвях деревьев. Издали птицы кажутся почти круглыми, черно-белыми, хвостатыми шариками, так как у них крошечный клювик и обычно втянутая в плечи головка. Их хвостовые (рулевые) перья достигают длины 9 сантиметров при общей длине птички в 14-15 сантиметров. В оперении много белого. Белые голова, горло, грудь, крайние (более короткие) рулевые и часть маховых. Спина черная посредине и рыжевато-бурая у крестца. Брюшко и бока с бледным розовато-бурым оттенком. Самка почти неотличима от самца (лишь немного бледнее), а молодые до линьки как бы “чумазые” — с буроватыми пятнами на лбу и щеках. У некоторых подвидов пятна на голове сохраняются и во взрослом состоянии (например у кавказского).

Несмотря на свое довольно широкое распространение, длиннохвостые синицы попадаются на глаза не часто. Лишь осенью, в период сезонных кочевок, стайки их привлекают внимание. Летом же отдельные гнездящиеся парочки держатся очень скрытно по малодоступным местам: среди топких береговых (уремных) ивовых зарослей, на лесных болотах с мелкой березой, ольшаником и лозой и по сырым заросшим оврагам. В горных областях, например на Кавказе, длиннохвостые синицы гнездятся в буковых лесах, зарослях ежевики и даже в фруктовых садах (по наблюдениям Е. В. Цветаева), а в Забайкалье по уремам горных речек (наблюдения Е. В. Козловой).

Географическое распространение этих синиц очень широко, так как в подходящих для них местах они встречаются почти по всей Европе, а у нас в России — от Архангельска до степных областей Украины, Нижней Волги и Урала. Оседлы в горах Крыма (особый подвид) и на Кавказе (другой, буробровый и сероспинный подвид). В Сибири долгохвостые синицы распространены до Охотского моря и Сахалина, но не заходят далеко к северу (в глухую тайгу), а к югу встречаются до Забайкалья и Тарбагатая. В Средней Азии отсутствуют.

Правильных перелетов у этого вида нет, но в северных областях птицы с появлением снега стайками откочевывают на зиму несколько южнее. Ранней весной они быстро и незаметно возвращаются на свои гнездовые места.

Подвижность и суетливость длиннохвостых синиц, тонкое попискивание сразу же выдают их принадлежность к синичьему семейству. Обычно птицы перекликаются замечательно чистыми и нежными свисточками “тии-тити” (первый слог растянут, два следующих короткие), а также выкрикивают хриплое, отрывистое “тюрр... тюрр...”.

В августе-сентябре стайки кочуют по лесам, обшаривая вершины деревьев. Эти синички хорошо и охотно летают (волнистым полетом напоминая трясогузок), но редко спускаются на нижние ветви деревьев и своим маленьким клювом не могут доставать насекомых из щелей коры и расклевывать их. Быстро перепархивая по тонким ветвям, они собирают мелких насекомых и их яички с листьев или почек и глотают целиком. Особенно любят они тлей. Семян они не едят. Стремительность, с которой птички перелетают с дерева на дерево, не позволяет им кочевать вместе со стаей других синиц (двигающейся довольно медленно).

Длиннохвостые синицы не дупляночники. Они искусно вьют замечательные закрытые гнезда, устраивая их в густых зарослях, обычно невысоко над землей, на развилках сучьев. Гнездо имеет яйцевидную форму с боковым летным отверстием. Основным материалом служат мох, лишайники и тонкие волоконца, которые скрепляются паутиной гусениц и пауков в плотный мешочек. Иногда рассученные кокончики гусениц вплетаются в самые стенки гнезда. Внутренняя выстилка крепко прилегает к стенкам, придает им еще большую прочность и состоит из волоса, шерсти и многочисленных перьев (часто голубиных). Гнездо строится довольно долго (десять-пятнадцать дней), хотя работают обе птицы, а затем начинается ежедневная кладка яиц. В таком гнезде-мешочке иногда можно найти до 15 яиц, очень маленьких (длиной около 14 миллиметров), с белой тонкой скорлупкой, покрытой светло-коричневыми пятнышками.

Выведшиеся через тринадцать дней насиживания птенцы сидят в большой тесноте и, вырастая, растягивают или даже разрывают стенки гнезда. Слетки живут очень дружно. По некоторым наблюдениям, молодые держатся вместе даже осенью и зимой. Ночью спят прижавшись, все рядком. И в клетке длиннохвостые синицы живут только парами. Одиночки гибнут.