Обыкновенная оляпка. Вид: Cinclus cinclus (Linnaeus, 1758) = Обыкновенная оляпка. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Cinclus cinclus = Обыкновенная оляпка

Вид: Обыкновенная оляпка, или водяной дрозд, или водяной воробей (устар.)

Подотряд: Oscines = Певчие

Внешний вид. Темно-бурая птица размером со скворца с очень густым, несмачиваюшимся оперением. Горло, грудь, а у азиатских птиц также брюшко белые; молодые серые с темным чешуйчатым рисунком. Хорошо плавает. Под водой раскрывает крылья так, что сила потока прижимает птицу ко дну, а сложив их — пробкой всплывает. Нырять в стоячей или медленно-текущей воде не может.

Глухое “жик-жик...”.

Местообитания. Обитает по берегам быстрых прозрачных рек, нередко под водопадами.

Питание. Питается водными насекомыми и рачками, которых собирает среди камней на отмелях или ныряя под воду и бегая по дну быстротекущих ручьев и речек.

Гнездование. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или даже в норах. Полная кладка состоит из 4-5 чисто белых яиц. Фото

Распространение. Распространена в Карелии, на Кольском полуострове, Урале, Кавказе, в Южной Сибири.

Зимовка. Зимует на незамерзающих участках рек, в предгорьях, некоторые птицы зимой кочуют по северу Европейской части России.

У многих коренных жителей Севера принято вешать над колыбелью ребенка крылышко оляпки, чтобы он, когда вырастет, тоже не боялся холода и воды.

Описание Бутурлина. Эта замечательная птица-водолаз живет по берегам горных, быстро текущих речек и ручьев. Вся ее жизнь неразрывно связана с их каменистыми берегами. Здесь она находит свое пропитание, здесь гнездится и выкармливает свой выводок. Обликом оляпка несколько напоминает дроздов (длина около 20 сантиметров), но хвост у нее очень короткий и клюв сжат с боков. При общей очень темной окраске (почти черной на спине, шоколадной на голове, бурой на брюшке) резко выделяется яркая белая грудная манишка (на горле и зобе). Темная окраска спины кажется чешуйчатой от черных краев перьев.

Ловко перескакивает оляпка с камня на камень под прозрачными струями горной речки и вдруг соскакивает в воду. Продолжая бежать по дну, она погружается все глубже и совсем исчезает под водой. Если присмотреться, можно заметить в воде ее серебристый силуэт (от приставших к жирному оперению пузырьков воздуха). Цепко хватаясь за камешки и слегка двигая крыльями, она, пригнувшись, быстро перебегает под водой 2-3 метра и стремительно вылетает на берег с добычей в клюве. А через мгновенье ее характерный позыв, вроде “жик-жик...” (с глухими нотками), слышится уже далеко за поворотом речки. Во время таких водолазных экскурсий она ловит на дне мелких ракообразных, личинок водяных насекомых, улиток, а иногда даже мальков рыб. Оляпка очень приспособлена к такому способу добывания пищи: у нее густое оперение, а жировая (копчиковая) железа сильно развита и дает много жира для смазки перьев. Наружное слуховое отверстие покрыто небольшой кожистой складкой и под водой замыкается; роговица глаза плоская, а хрусталик почти круглый, так что оляпка и под водой видит, вероятно, неплохо.

Оляпки распространены довольно широко, но нигде не бывают многочисленны. Всегда (особенно в гнездовую пору) пара от пары живет обособленно, на известном расстоянии. Вероятно, это зависит от некоторой конкуренции в питании, так как у каждой птички есть на камнях излюбленные “сторожевые посты”, а добыча не так легко дается.

Оляпки с белым горлом гнездятся во всех гористых местностях Европы), а у нас — на Мурманске, Урале, Кавказе и в Средней Азии, в горах Восточной и Южной Сибири. Много реже оляпки встречаются летом в равнинных частях России, но зимой такие посещения кочующих особей бывают кое-где регулярно. Обычно птицы держатся у незамерзающих ручьев (например в Ленинградской области или в местностях, прилегающих к Уралу).

В северной и средней полосе Европейской части России и на Урале встречается чернобрюхая оляпка (подвид).

Гнездо свое оляпка устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или даже в норах. Полная кладка состоит из 4-5 чисто белых яиц. Самка сидит очень крепко, а самец поет поблизости от гнезда и носит ей корм.

Птенцы оляпки рано оставляют гнездо и, еще не умея летать, прячутся среди камней и береговых травянистых зарослей. Они темно-серые (неровного тона) сверху и беловатые, с пестринками, снизу. Вскоре после выхода из гнезда они уже следуют за родителями к воде и быстро научаются ловить добычу. Когда они становятся самостоятельными, старые птицы изгоняют их из своих владений и нередко приступают ко второму выводу. После окончания гнездования оляпки линяют и начинают кочевать по незамерзающим ручьям и быстрым речкам.

Полевые признаки. Массивная птичка немного крупнее воробья с довольно длинными ногами и клювом и короткими крыльями и хвостом. Верх темно-бурый, низ белый. Держится у быстрых речек. Полет быстрый и сильный, всегда низко над водой, но на небольшое расстояние. Может плавать, нырять и даже ходить по дну под водой. В воду входит постепенно, а потом выпархивает из нее. Песня – довольно громкая и мелодичная. В солнечную погоду поет и зимой (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Распространение. Обитатель горных рек и ручьев Евразии. В Средней Сибири широко распространена в Саянах. Гнездится в основном по мелким и быстрым ручьям и по берегам горных рек в поясе тайги с берегами, заваленными каменными глыбами, в ущельях с водопадами, глубоких сырых каньонах. На реках с открытыми берегами оляпки нет. Оседла, но к зиме спускается из верховий речек к их нижнему течению, в полосу предгорий (Рогачева, 1988). В начале века встречалась зимой в низовьях р. Тубы и у Минусинска, у Красноярска в низовьях рек Большой Слизневой и Лалетиной, у с. Торгашино (Тугаринов, Бутурлин, 1911; Сушкин, 1914). Выходит и к Енисею там, где всю зиму остаются незамерзающие полыньи. В Саяно-Шушенском заповеднике местами обычна на гнездовье: поднимается по берегам речек и ручьев до высокогорных тундр (Соколов и др., 1983; Петров, Рудковский, 1985); в бассейне р. Большие Уры редка (0,08 особи на 1 км течения реки) (Прокофьев, 1987). Возможно, что зимой оляпка в больших количествах сосредоточивается в тех районах Саян, где развит карстовый рельеф, так как температура воды речек и ручьев, вытекающих из подземных карстовых озер, выше и круглый год равна +4-8° (Вавитов, Ким, 1972).

Размножение. Спаривание – с середины марта (Тугаринов, Бутурлин, 1911), взрослые, кормящие птенцов, - 9-10 июня (Юдин, 1952). Гнездо, как правило, на земле, имеет шарообразную или конусовидную форму, находится на выступающем из воды камне, в расщелине нависшей над водой скалы, в корнях деревьев у воды и т.п. Кладка – 4-5 белых яиц. Видимо, возможны и две кладки в год (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Питание. Питается водными беспозвоночными, иногда мелкой рыбой (Сыроечковский, Рогачева, 1980).