Обыкновенный крапивник. Вид: Troglodytes troglodytes = (Обыкновенный) крапивник. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Troglodytes troglodytes = (Обыкновенный) крапивник

Вид: Troglodytes troglodytes = Обыкновенный крапивник

Troglodytes troglodytes = Обыкновенный крапивник

Внешний вид. Очень мелкая, почти вдвое мельче воробья, птичка (одна из самых мелких в фауне России), каштаново-бурая с темным поперечным рисунком. Короткий хвост поднят вверх. От мелких представителей семейства славковых отличается отсутствием светлой брови.

Голос — трескучее “трик-ти-тик”. Песня — громкая, напористая мажорная, с характерным сухим треском, трель. Бывает слышна до поздней осени.

Местообитания. Обитает в различных типах лесов с густым подлеском, как правило, недалеко от воды.

Питание. Питается насекомыми и пауками.

Troglodytes troglodytes = Обыкновенный крапивник

Места гнездования. Гнездится в хвойных, смешанных и лиственных лесах, придерживаясь старых, захламленных участков, где имеются подлесок, заросли папоротника, крапивы, малины, бурелом и кучи хвороста, а также сырые и заболоченные чащи ольховника, темные лесные овраги и т. д.

Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает невысоко от земли — в кустах, среди еловых зарослей, в куче хвороста, среди вывороченных корней упавшего дерева, на маленьких деревцах, в щелевидных дуплах на высоте 0,5-2 м от земли или на самой земле между корнями деревьев, в нише берега и т. д.

Строительный материал гнезда. Гнездо строит из различного материала, но всегда с примесью значительного количества зеленого мха и сухих листьев. Чаще всего стенки аккуратно сплетены из сухих травинок и тонких прутиков, а снаружи облицованы толстым слоем мха, сухими листьями папоротника и других растений, иногда лишайниками. Внутри гнездо выстлано обычно мхом, растительным пухом и большим количеством мелких перьев. Иногда подстилка может отсутствовать.

Форма и размеры гнезда. Довольно большое шарообразное гнездо с маленьким боковым входным отверстием свито очень искусно. Размеры гнезда: наружный диаметр 90-120 мм, внутренний диаметр 60-70 мм, высота 160 мм, диаметр летка 50 мм.

Особенности кладки. Кладка из 5-7 белых с красноватыми пятнышками яиц. Размеры яиц: (16-18) х (12-13) мм.

Сроки гнездования. Несмотря на то что на юге страны крапивник является оседлой птицей, к размножению он приступает сравнительно поздно. Только в конце мая заканчивает постройку гнезда и начинает откладывать яйца. Но сам период размножения заканчивается очень быстро: птенцы сидят в гнезде 11-12 суток, такова же приблизительно и продолжительность насиживания, и в конце июня молодые птицы уже вылетают из гнезд. Крапивники успевают сделать две кладки в один сезон размножения. Фото

Самец строит на участке основу нескольких гнезд, а окончательный выбор делает самка, она же выстилает лоток перьями и шерстью. Остальные гнезда в период насиживания самкой кладки используются для ночлега самцом.

Распространение. Распространен в лесах и горах Европейской части России, Юго-Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Командор и Курил, возможно, на Алтае.

Зимовка. Зимует в южных районах России. Оседлая и кочующая птица.

Описание Бутурлина. Так же как и королек, это самая маленькая наша птичка. Длиной крапивник только 9-10 сантиметров. Маленький вздернутый кверху хвостик явно лишает его солидности. Название “орешек” как нельзя более подходит к кургузой коричневой фигурке, проворно шмыгающей где-нибудь в канаве, заваленной хворостом, или в чаще густых елочек лесного подседа, точно шарик перекатывается. В лесном сумраке или под корнями деревьев его можно принять за мышь. Но вдруг раздается трескучее “трик-ти-тик”, и эта “мышь” проворно выпархивает из своей щели и исчезает в чаще. Шныряя в таких местах, обшаривая хворост, заборы, поленницы дров, крапивник с ранней весны до поздней осени находит себе достаточно животного корма — самых различных мелких насекомых, пауков, мокриц, многоножек, слизняков, а осенью, когда эти “угодья” оскудевают или из-за снега становятся мало доступны, крапивник начинает есть, лесные ягоды (например бузину).

Почти всюду, где он встречается, крапивник ведет частично оседлый образ жизни, лишь меняя на зиму места своего обитания. Распространение его очень широко. Он гнездится по всей Европе — от Скандинавского полуострова до Средиземного моря, а в Европейской части России от Архангельска до Крыма и Кавказа. Водится он в Средней Азии (и южнее — в Малой Азии). Но в низовьях Волги и в Западной и Центральной Сибири крапивника нет, и только на Дальнем Востоке, по рекам Амуру, Уссури и до Забайкалья, живет особый (даурский) подвид. В связи с оседлостью и, следовательно, хорошей обособленностью крапивников в различных географических местах и в Европе, и на Кавказа, и в Крыму, и в Средней Азии живут различные подвиды.

С ранней весны парочка крапивников облюбовывает себе участок леса или густой поросли (иногда в садах) и держится там все время. С каждым днем пение самца становится все громче и продолжительней, привлекая внимание своей силой и чистотой звуков. Пение крапивника вблизи (например в комнате) прямо оглушает, и невольно удивляешься, как может такая маленькая птичка петь громче жаворонка или зяблика. По построению песня крапивника представляет сочетание нескольких частых трелей, быстро переходящих одна в другую и внезапно обрывающихся. Она близко напоминает трели домашней канарейки, но звуки громче, сочнее и, пожалуй, торопливее. Крапивник поет и утром и среди дня, во время кормежки; он любит с трелью выскакивать на какое-нибудь возвышенное место — на пенек, кучу хвороста, плетень или макушку небольшой елочки.

Здесь же, поблизости, среди еловых .зарослей, в хворосте или среди вывороченных корней упавших деревьев находится гнездо. В конце мая постройка его обычно уже заканчивается, и самка начинает кладку (в средней полосе). Гнездо свито очень искусно и имеет форму довольно большого шара с боковым входным отверстием. Материал его бывает очень различен, но всегда с примесью зеленого мха и сухих листьев. Внутренность выстилается обычно перьями. Самка откладывает 6-7 очень маленьких яичек (15- 16 миллиметров длины), белых, с красноватыми пятнышками. Интересно, что поблизости от главного гнезда с яйцами можно иногда найти еще другое (а иногда целых два) — пустое и хуже сделанное. Есть предположения, что эти гнезда строит самец, которого самка не допускает к участию в постройке основного гнезда. Но в насиживании яиц самец принимает участие, а также и птенцов выкармливает он очень усердно. Даже в самый разгар кормления, когда птицы чуть не ежеминутно таскают в гнездо или слеткам то паучка, то гусеницу, самец находит время, чтобы пропеть хотя бы небольшой отрывок своей песни.

Птенцы в возрасте одиннадцати-двенадцати дней уже выбираются из гнезда и сидят поблизости, цепко держась на тоненьких веточках в лесном подседе или запрятавшись в кучу хвороста. При приближении родителей они издают сдавленный писк (“сини...”). Окраска их очень сходна со старыми, но рыжее на груди.

Молодые долго держатся вместе, даже после того, как их покинут родители, начинающие второй вывод. И осенью нередко можно наблюдать трех-четырех птиц вместе.

В северной полосе России часть особей откочевывает южнее (особенно в снежные зимы), и зимой крапивники там встречаются заметно реже, чем летом. Но еще в конце зимы, иногда близ незамерзающих ключей в лесных оврагах или даже в садах, можно услышать звонкую песню этой выносливой и энергичной птички, свидетельствующую о том, что у них началось предвесеннее оживление и возврат на родину.