Лесной конёк. Вид: Anthus trivialis = Лесной конёк. Коньки. Род: Anthus Bechstein, 1805 = Коньки. Трясогузковые. Motacillidae = Трясогузковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Вид: Anthus trivialis = Лесной конёк

Вид: Anthus trivialis = Лесной конёк

Читать дополнительно : Трясогузковые

Внешний вид. Спинная сторона глинисто-сероватая с темными пестринами на голове и спине, брюхо светлое, по бокам хвоста белые полосы, на груди и боках шеи охристый оттенок и четкие черные пестрины. Ноги светло-розовые, коготь заднего пальца удлинен и изогнут.

Поет, сидя на вершине дерева или куста, затем взлетает, описывает круг и снова садится (так называемый токовый полет). Песня — громкое “сип-сип-сип--сиа-сиа-сиа”, реже медленное “чи-чи-чи”, крик — короткое “цит”.

Местообитания. Обитает в разреженных лесах, на полянах и опушках.

Питание. Питается, в основном, насекомыми и пауками.

Места гнездования. Лесной конек — обитатель опушек и мелколесья. Излюбленными местами гнездования являются небольшие лиственные, хвойные или смешанные леса с травянистыми полянами и просеками, зарастающие вырубки и гари, особенно с одиночно стоящими деревьями. Живет он и на светлых опушках больших лесных массивов. В глубину сплошного леса никогда не забирается, избегает также сырых мест. Тяготение к светлому лесу, опушкам, просекам и полянам связано с тем, что он собирает корм на земле, на более или менее открытых местах.

Месторасположение гнезда. Гнездо всегда помещает в неглубокой ямке на земле под прикрытием кочки, кустика, маленькой елочки и т. д. Как правило, располагает среди древостоя, но не далее 30-50 м от опушки или поляны, иногда даже на лугу или поляне (до 30 м от границы леса).

Строительный материал гнезда. Гнездо довольно аккуратно свито из сухих стеблей травянистых растений, более крупных в наружных стенках, более мелких во внутренних. Крупные стебли в наружных стенках целые, неразмочаленные, концы их не торчат по краям гнезда, а более или менее загнуты и вплетены в стенки гнезда. Подстилка в гнезде отсутствует, лишь изредка можно встретить конский волос.

Форма и размеры гнезда. Гнездо имеет чашеобразную форму. Диаметр гнезда 90-120 мм, высота гнезда 60-70 мм, диаметр лотка 50-70 мм, глубина лотка 30-60 мм.

Особенности кладки. Кладка из 4-6 светло-серых, часто с фиолетовым или зеленоватым оттенком яиц, покрытых темными крапинками. Размеры яиц: (19-23) х (15-17).

Сроки гнездования. Прилетает в апреле. В первой половине мая встречаются гнезда с полными кладками. Продолжительность насиживания 9-11 суток, нахождение птенцов в гнезде 9-10 суток. В первой половине июня наблюдаются вылетевшие из гнезд птенцы. В июне — июле лесные коньки выводят птенцов вторично. Во второй кладке количество яиц меньше, чем в первой. Отлет проходит в сентябре.

Распространение. Распространен почти всюду южнее тундры на восток до верхней Колымы и Байкала, в высокогорьях Южной Сибири. В Центральной Европе с апреля до сентября.

Зимовка. Часть птиц зимует в Средиземноморье, часть в Африке и Индии.

Описание Бутурлина. Из всех щевриц это вид, наиболее связанный с древесной растительностью. Характерные места летнего обитания лесного конька — небольшие лиственные или хвойные леса с травянистыми полянами, просеками или порубями, среди которых растут отдельные молодые деревца. Живет он и по светлым опушкам больших лесных массивов, но никогда не забирается в глубину сплошного леса, а также избегает сырых мест.

Этот обитатель опушек и мелколесья широко распространен по всей полосе островных лесов Европы и Азии. В Европейской части России он гнездится к северу даже до Белого моря (65° северной широты), а к югу доходит до Крыма и Кавказа. За Уралом живет по всей Западной Сибири (до 60° северной широты), в Киргизских степях, на Алтае и Тарбагатае (где поднимается довольно высоко в горы). К северо-востоку встречается до верховьев реки Лены и Якутска. Зимовки находятся в Африке (для европейских особей) и в Индии (для азиатских).

Замечательно, что на всей этой огромной гнездовой территории лесные коньки очень мало изменчивы. Лишь на Памире и Тянь-Шане выделен один подвид с более коротким клювом. Эта особенность, невидимому, связана с характером окраски конька. У него совершенно нет в оперении ярких участков и пятен. Издали птица кажется коричневато-бурой, светлее (охристое) снизу и с ясными темными продольными черточками на груди. Самец и самка окрашены одинаково. В общем, окраска лесного конька очень сходна с жаворонковой, например с окраской юлы. Но по облику и пропорциям тела эти две птички различаются очень ясно. Общие размеры (длина) их почти одинаковы: у конька около 17 сантиметров, конек кажется меньше, так как сложен стройнее юлы и хвост у него относительно тела заметно длиннее. Облик у конька тонкий, профиль остроносый и плосколобый, а юла выглядит коренастенькой, широкохвостой, с округлой головкой (иногда даже с приподнятым хохолком). Эти отличия надо знать, так как лесной конек и юла очень часто оказываются в природе соседями и обнаруживают сходные повадки. Например, оба любят сидеть на макушках молодых елочек или других небольших деревьев и с песней подниматься вверх.

Весеннее пение лесного конька настолько характерно, что мы с него начнем описание биологии этой птички. В средней полосе Европейской части России лесные коньки появляются на гнездовых местах во второй половине апреля и сразу же привлекают внимание своим токовым полетом. Этот полет тесно связан с песней, так как при взлете и спуске строфы ее очень различаются. Начиная петь, самец взлетает с вершины дерева и, скороговоркой повторяя трескучие слоги (вроде “тир-тир-тир-тир-тир...”), поднимается по косой линии метров на 5-б вверх. Достигнув этой высоты, он обрывает трель, трепещет мгновение на одном месте и с протяжными ясными свистами (“сииа-сииа-сииа...”), распластав крылышки, распустив хвост и откинув ноги назад, как бы планирует вниз на другую вершину поблизости или на ту же самую. К моменту присаживания свисты постепенно затихают, и, сложив крылья, певец умолкает. Весной, в разгар спаривания, песня иногда как бы сдваивается, и, только что кончив свисты, конек снова переходит на частую трескучую трельку и поет ее сидя. Но нередко тотчас же снова поднимается на воздух, и тогда токовый полет повторяется. Позднее, летом, коньки поют сидя на дереве и тогда начинают песню то со свистов, то с частой трельки. Эта расчлененность песни на две части, соответствующие взлету и спуску певца, позволяет узнавать лесного конька среди многоголосого лесного хора и хорошо отличает его от юлы. Юла, взлетая, поет свои разнообразные строфы, модулирует их и носится в воздухе неопределенно долгое время.

Уже с самого весеннего прилета пищу коньков составляют исключительно насекомые и пауки, которых они разыскивают во мху и среди травы. Едят коньки мелких жучков и кобылок, маленьких гусениц, а также комаров и мошек и иногда быстро бегают за ними вдогонку, но высоко летающих насекомых не преследуют. Такая охота за насекомыми производится всегда в одиночку. Даже самец и самка, кормясь, разбегаются в разные стороны, и уже после, поймав насекомое, самец летит к самке и скармливает ей свою добычу. И осенние стайки, которые часто приходится вспугивать по лесным опушкам и сечам, кормятся всегда врассыпную, собираясь вместе лишь на полете. Осенью они подбирают и мелкие семена трав, но лишь как дополнение при недостатке животного корма.

Вскоре же после весеннего прилета образовавшиеся парочки облюбовывают определенный участок и приступают к гнездованию. Пара от пары гнездится не близко, но громкое пение слышно далеко, и в подходящих местах всегда один певец как бы соревнуется с другим, держащимся поодаль. Гнездо всегда устраивается на земле, под прикрытием кустика, маленькой елочки, можжевельника или простого пучка травы.

Насиживающая самка слетает с гнезда лишь в самый последний момент, даже пугая экскурсанта своим неожиданным появлением. Большей частью она сразу улетает далеко от гнезда. Иногда же она сходит с гнезда совершенно незаметно и тихо отбегает в сторону. Но если гнездо уже с птенцами, то оба родителя, протяжно попискивая, вьются около и беспокоятся.

Яйца лесного конька удивительно изменчивы по окраске. Зависит это не только от основного тона (то зеленоватого, то светло-серого), но главным образом от количества и оттенков мелких крапинок и пятнышек. Они то почти сплошь покрывают яйцо, делая окраску его темно-бурой или коричневой, то концентрируются в ясный венчик вокруг тупого конца, то довольно редко, но равномерно испещряют скорлупу. Есть указания, что даже у одной и той же самки первая и вторая кладки в лето имеют различный рисунок яиц. Длина их около 20 миллиметров, и в кладке бывает не более 6 штук. Насиживание длится обычное для мелких птиц время, то есть двенадцать-тринадцать дней. Родители кормят выводок дней десять-пятнадцать, а затем, в благоприятные годы, приступают ко второй кладке. Выводки собираются в стайки, кочующие всю осень по лесным сечам и опушкам. После окончания пения коньки становятся очень мало заметны, и осенний отлет их проследить трудно.

Почти по всей Сибири и к востоку до самого океана (в Якутии, Уссурийском крае на Сахалине, в Манчжурии, Забайкалье, а также в Китае и Монголии) живет очень близкий к описанному сибирский, или пятнистый, лесной конек. Он отличается зеленоватым оттенком спины (с темными пятнами) и биологически замещает обыкновенного. Гнездится в сосновом и еловом редколесье с подлеском. Токовый полет, в общем, сходен с описанным выше, но тона песни несколько иные (по наблюдениям Е. В. Козловой, похожи на трели крапивника). Осенью держится стайками..