Обыкновенный [европейский] поползень.Sitta Linnaeus, 1758 = Поползни. Вид: Sitta europaea Linnaeus, 1758 = Обыкновенный [европейский] поползень. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Вид: Sitta europaea = Обыкновенный поползень

Вид: Sitta europaea Linnaeus, 1758 = Обыкновенный [европейский] поползень

Читать дополнительно : Обыкновенный поползень

Внешний вид. Верх головы серый, брюхо охристое, белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спинная сторона голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, сильный, хвост короткий, прямой.

Песня — громкий повторяющийся посвист “тюй-тюй-тюй”, крик — звонкое “тьоч-тьоч-тьоч” или “тцит”.

Местообитания. Живет в лесах, садах и парках со старыми деревьями.

Питание. Питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой. Часто посещает кормушки, в городских парках приучается брать корм с протянутой ладони. На зиму запасает семена деревьев в трещинах коры. Значительная часть этих запасов впоследствии достается синицам. Благодаря своеобразной манере движения поползень избегает конкуренции с товарищами по стайкам — синицами и пищухами. Ползая вниз по стволу, он достает мелких насекомых в основном из трещин коры, открывающихся кверху; в то время как синицы — из открывающихся вбок; а пищухи — вниз.

Места гнездования. Гнездится в лиственных и смешанных лесах, преимущественно высокоствольных с хорошо развитым подлеском.

Месторасположение гнезда. Гнездо помещает всегда в дупле дерева, обычно на расстоянии от земли выше человеческого роста.

Строительный материал гнезда. Глина, затвердевая, делает вход очень прочным, и забраться в гнездо поползня не может ни один хищник. Иногда глины бывает так много (200 г и более), что она покрывает не только края дупла, но и прилегающие к нему участки коры, а иногда даже внутренние верхние части дупла возле входа. Исключительно редко встречаются гнезда поползней без глиняной обмазки. Подстилка гнезда состоит из многочисленных мелких чешуек верхнего тонкого слоя коры, чаще всего сосновой, а иногда из кусочков древесных листьев. Этими кусочками заполнена вся нижняя часть дупла, и в них погружены яйца или птенцы.

Форма и размеры гнезда. Поползень занимает дупло, брошенное дятлом, с круглым летком или естественное дупло с большим неровным отверстием, которое поползень всегда замазывает глиной, иногда смешанной с навозом, оставляя только небольшой леток круглой формы диаметром около 35 мм.

Особенности кладки. Кладка из 7-8 белых яиц с коричневато-красными поверхностными пятнышками и более глубокими лиловыми пятнами. Размеры яиц: (19-21) х (13-15) мм.

Сроки гнездования. К размножению приступает в начале апреля. В конце этого месяца или в начале мая происходит откладка яиц. Около середины мая появляются птенцы, которые в первой половине июня вылетают из гнезд.

Распространение. Распространен почти по всей лесной зоне России, а также на Кавказе.

Зимовка. Оседлая птица. Зимой часто кочует в стаях синиц.

Описание Бутурлина. Поползень — еще более искусный древолаз, чем пищуха, но приспособленность у него несколько иная. Он много сильнее, грубее складом тела, широкоплечий и кургузый, с короткими, но длиннолапыми и очень цепкими ногами. Довольно длинный, совершенно прямой и острый клюв заметно толще, чем у пищухи; поползень может им раздалбливать плотные оболочки семян, куколок насекомых и даже твердую скорлупу лесных орехов. Он одинаково уверенно двигается по отвесным стволам деревьев как вверх головой, так и вниз. Исследуя кору, он постукивает клювом, как дятел, или засовывает его в щель, чтобы расширить отверстие или отколупнуть чешуйку.

По окраске поползень более заметен, чем пищуха. У наших европейских птиц голубовато-серый верх (темя, спина) и белый низ (горло, грудь), а ото лба и клюва через глаз идет назад ясная черная полоска. Крылья и хвост темно-бурые (хвост темнее), но на крайних рулевых есть белые пятна. Брюшко (гузка) и бока — рыжевато-коричневые; по степени этой рыжеватости различаются географические подвиды. У поползней, распространенных в Западной Европе и встречающихся в Белоруссии и западной Украине, желтовато-ржавая окраска заметна и на всей груди (лишь горло белое), а на боках очень отчетлива (рыжебрюхий поползень). У особей, встречающихся в Европейской части России от Архангельска и верховьев Печоры до Украины на юге и Урала на востоке, рыжеватость хорошо заметна на боках и гузке, но горло и грудь белые (белобрюхий поползень). Далее же на восток, за Уралом и в Сибири до Охотского моря и Сахалина, распространены поползни, отличающиеся почти полным отсутствием ржавого цвета на боках, а также более мелкими размерами (длина наших рыжебоких поползней около 16 сантиметров).

Вообще же по окраске между всеми формами есть переходы, очень затрудняющие выделение подвидов. На Камчатке живет особый белолобый подвид. Распространенный в Закавказье и Армении скалистый поползень довольно близок по общей окраске к обыкновенному, но имеет слабый рыжеватый налет на нижней стороне и сильно отличается образом жизни (живет в горных ущельях). Он выделен в особый вид. Здесь, в Закавказье и в Армении, встречаются и другие виды поползней (рыжегрудый, армянский), на которых мы не будем останавливаться ввиду их ограниченного распространения в России и недостаточности биологических данных.

Повадки и образ жизни обыкновенного поползня очень интересны. Это энергичная и подвижная птица. Порывисто ползая по стволам деревьев, вертляво повертываясь из стороны в сторону и громко выкрикивая свой ясный позыв: “тюй... тюй... тюй...”, поползень обшаривает все щели и углубления.

По роду пищи он почти всеяден. Летом, при обилии насекомых, он кормится исключительно ими (ловит даже на лету), к осени же, с появлением семян и ягод, охотно переходит на растительный корм. В это время в желудках поползней находили мелкие камешки, необходимые для пищеварения. Зимой, в морозы и метели, поползень нередко летает даже на помойные кучи, таская оттуда самые разнообразные кухонные остатки. Найдя осенью подходящий источник питания — созревший подсолнечник, коноплю на огороде или другое растение со съедобными семенами, — поползень за короткий срок в одиночку может его совершенно очистить. Он имеет привычку прятать в укромные места найденную добычу, если ее количество превышает его аппетит. Если вы занимаетесь зимней прикормкой птиц, например синиц, то даже один поползень может причинить серьезный ущерб вашим запасам корма. Прилетев на кормовой столик с насыпанной коноплей, он, пригнувшись, торопливо хватает 10-15 зерен и стремительно улетает с ними в лес. А через две-три минуты он уже опять здесь и снова “грузится”, быстро набирая в свой длинный клюв конопляные зерна (рядком, как горошины в стручке). Частые посещения ясно показывают, что птица не может успеть съесть все набранные зерна. Если проследить за направлением этих частых перелетов, то нетрудно найти и складочное место. Однажды я обследовал неподалеку от кормового столика старую сосну, на которую часто летал поползень, и обнаружил, что все щелки и трещины коры на высоте человеческого роста были забиты конопляными зернами. Их здесь можно было собрать несколько горстей. Так же таскает “впрок” поползень и подсолнечные зерна, еловые семена, а иногда носит в клюве даже большие лесные орехи или желуди. Укрепив их в удобной трещинке или развилке сучьев (в “станке”), он ловко раздалбливает скорлупу и выедает ядрышко.

Все эти повадки особенно отчетливо выявляются у поползня осенью и в начале зимы. В эту пору он держится в одиночку, даже избегая себе подобных. Встретившись близко, два поползня сейчас же с криком разлетаются в разные стороны. Но во время своих осенних и зимних кочевок поползни нередко присоединяются к смешанным стаям синиц, вместе с ними разыскивая корм по лесам и садам. К весне образуются пары, оседающие на гнездовье далеко одна от другой. Самцы вертятся на вершинах деревьев, гоняются за самками и становятся более крикливы.

Источник: http://www.ecosystema.ru