Свиристель. Род: Bombycilla Vieillot, 1808 = Свиристели. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Семейство: Bombycillidae = Свиристелевые

Род: Bombycilla Vieillot, 1808 = Свиристели

Читать дополнительно : Свиристель в доме

Вид: Bombycilla garrulus Linnaeus, 1758 = Обыкновенный свиристель

Обыкновенный свиристель по размерам со скворца. Она имеет густое пушистое оперенье и большой хохолок на своей голове. Окраска оперенья на теле розовато-серая, а крылья с желтыми и белыми полосками на черном фоне. Черные также перья на хвосте и горле и полоска проходящая на голове через глаз. В маленькие ярко-красные пластинки, хорошо заметные только при близком рассмотрении превращены кончики второстепенных маховых перьев. Полоса желтого цвета проходит по краю хвоста, а узкая белая полоска находится и на крыле.

Стайки ярких и шумных свиристелей, издающих нежно журчащую трель “свириририри”, всегда бросаются людям в глаза, особенно горожанам, которые нередко называют их то “хохлатыми синицами”, то “петушками” или даже “попугайчиками”. А обитают свипистели обычно в разреженных хвойных и смешанных лесах, обычны они и на зарастающих вырубках и гарях.

В летние месяцы свиристели питаются в основном насекомыми, которых они очень ловко нередко ловят прямо на лету, а также их личинками. Любят они различные ягоды и молодые побеги растений. Ближе к осени он переключаются на питание преимущественно ягодами и плодами, в частности, брусники, рябины, калины и растения паразита - омелы.

Гнездится свиристель в смешанных и хвойных лесах, состоящих из ели, сосны, березы. Свое гнездо птицы располагают на ветвях елей и сосен на высоте от 2 и до16 м над уровнем земли. Строительным материалом для строительства гнезда служат сухие древесные ветки, травянистые стебли с примесью лишайников, хвощей и мха. Лоток готового гнезда всега выстлан перьями птиц, пухом и волосом. в Целом, готовое гнездо представляет собой весьма громоздкую постройку, имеющую в диаметре около 210 мм, а высота гнезда достигает 100 мм.  Лоток гнезда имеет более скромные размеры: диаметр 90 мм, глубина 60 мм.

После завершения строительства гнезда, самка откладывает в него 3-5, реже 6-7 яиц, имеющие такие средние размеры: (21-28) х (15-18) мм. Внешние покровы яиц фиолетово-серые или серовато-голубые с черноватым крапом и серыми пятнами.

По своему образу жизни, свиристель является перелетно-кочующей птицей. В период размножения свиристели ведут очень скрытный образ жизни, поэтому увидеть их летом совсем непросто.

Свиристель распространены почти по всей таежной зоне России. Этот вид в пределах ареала довольно обычен, а вот численность его в отдельных районах можеть сильно меняется по годам.

На зимовку свиристель отправляется в более южные районы, чаще всего встречается на юге России, а поздней осенью и ранней весной — в средней полосе. Зимой свиристели постоянно и широко кочуют в поисках пищи, появляясь в годы урожая рябины большими стаями и в крупных городах. Свиристели широко разносят семена рябины и других сочных ягод, которые, даже пройдя через их пищеварительный тракт, совсем не теряют всхожести, играя таким образом большую роль в жизни леса.