Райские мухоловки: Terpsiphone = Райские мухоловки: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Terpsiphone = Райские мухоловки

Райская мухоловка

Род: Terpsiphone Linnaeus, 1758 = Райские мухоловки

Вид: Terpsiphone paradisiс = Райская мухоловка

Гнездование райской мухоловки на территории России установлено в западных районах Приморского края, в частности, в бассейне среднего течения р. Раздольная (приток  р. Суйфун), на Приханкайской низменности в окрестностях с. Гайворон, по долинам среднего и нижнего течения речек Черниговка и Спасовка, вблизи города Лесозаводск и в долине нижнего течения р. Большая Уссурка (Иман). Кроме того, одна гнездящаяся пара обнаружена в 1983 г.  у с. Рязановка на юге Хасанского р-на. По всей вероятности райская мухоловка также гнездится вблизи г. Уссурийска в долине р. Раковка и в Кировском районе у с. Шмаковка. Кроме того в гнездовой период райскую мухоловку наблюдали в Чугуевском р-не вблизи с. Пшеницино. А в Хабаровском крае этот вид обнаружен на гнездовании на правобережье р. Уссури, в 30 км южнее г. Хабаровска  в отрогах хребта Хехцир и в окрестностях озера Петропавловское, что расположено в 70 км северо-восточнее г. Хабаровска.

За пределами России райская мухоловка гнездится в Юго-Восточной и Южной Азии.

На территории России в Приморском крае райская мухоловка населяет разреженные леса и древесно-кустарниковые заросли, расположенные по долинам рек и на склонах близлежащих сопок. В долине среднего течения р. Раздольная райские мухоловки были отмечены в пойменных ольхово-черемухово-ивовых лесах с густым кустарниковым пологом, а также в разреженных кленово-липово-дубовых лесах на склонах сопок с древесно-кустарниковыми зарослями вблизи сельскохозяйственных угодий. В этих биотопах райские мухоловки предпочитали селиться в густых древесно-кустарниковые зарослях по берегам озер-стариц и ручьев.

Основные места обитания райских мухоловок на Приханкайской низменности - густые древесно-кустарниковые заросли в поймах рек, реже они встречались на пойменных террасах подножий сопок, поросших дубово-широколиственными лесами с подлеском из лещины. А на правобережье р. Уссури райская мухоловка обитает на равнинах и пологих склонах сопок в широколиственных, в основном дубово-осиновых, лесах с кустарниковым пологом из лещины и леспедецы, которые чередовались с заболоченными лугами и сельскохозяйственными угодьями.

На побережье озера Петропавловское пары райских мухоловок и их выводки встречены в зарослях лещины в разреженных рубками кедрово-широколиственных лесах.

В настоящее время в пределах ареала на территории России местообитания райских мухоловок трансформируются, а в отдельных районах полностью уничтожаются в результате хозяйственной деятельности человека.

Райская мухоловка - моногам. Половозрелость особей обеих полов наступает на втором году жизни. В летнее время в районене гнездования обычно держатся стаи из холостых, по всей вероятности, неполовозрелых птиц. Гнездо самка строит в развилках ветвей высоких кустарников и низких деревьев на высоте 1-2 м. Обычно самка откладывает 4, реже 3 или 5 яиц. Кладку насиживают оба партнера на протяжении  12-13 суток - именно столько длится инкубационный период.

Основу пищевого рациона райских мухоловок составляют насекомые и их личинки, в основном чешуекрылые (имаго, гусеницы), двукрылые, реже - цикадки, стрекозы, прямокрылые. Основные враги райских мухоловок в гнездовой период - сороки.

Зимуют райские мухоловки в Юго-Восточной Азии. В период осенних миграций райские мухоловки встречены на о. Большой Пелис в заливе Петра Великого.

Общая численность райских мухоловок неизвестна. В 1972-1973 гг. в долине среднего течения р. Раздольная у с. Новогеоргиевка было учтено всего 3 пары птиц на маршруте длительностью 7 км, а вблизи с. Борисовка в 1971-1972 гг. встречена 1 пара на 3 км маршрута. В восточной части Приханкайской низменности в 1978 г. было учтено около 150 пар райских мухоловок, а в 1980 г. - 100 пар. Средняя плотность райских мухоловок в 1978 г. составляла 20-25 пар на 1 км2, а в 1980 г. - 10-17 пар на 1км2. На правобережье р. Уссури  у с. Венюково, обилие райских мухоловок в различных местах обитания колебалось от 9.4 до 19.2 пар на 1км2.

Основные лимитирующие факторы, влияющие на численность и распространение райских мухоловок  - трансформация мест их обитания в результате лесных пожаров, раскорчевки древесно-кустарниковых зарослей и вырубки пойменных лесов.

Райская мухоловка занесена в Приложение 2 Бернской Конвенции, а также охраняется в Ханкайском и Большехехцирском заповедниках. Основная мера охраны данного вида - сохранение их местообитаний.