Белоспинный дятел. Вид: Dendrocopos leucotos Bechstein, 1803 = Белоспинный дятел. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Dendrocopos leucotos = Белоспинный дятел

Читать : Дятловые

Вид: Dendrocopos leucotos Bechstein, 1803 = Белоспинный дятел

Внешний вид. Нижняя часть спины и надхвостье белые, крыло без большого круглого белого пятна, но с белыми поперечными полосками, верх головы у самцов красный, бока с темными продольными пестринами.

Медленное “геть-геть-геть”, барабанная дробь продолжительностью около двух секунд, удары разделены более отчетливо, чем у большого пестрого дятла .

Местообитания. Обитает в смешанных и лиственных лесах.

Питание. Летом питается в основном древесными насекомыми, осенью и зимой — семенами деревьев.

Места гнездования. Гнездится преимущественно в более или менее светлых лиственных лесах, особенно там, где много поваленных ветром березовых стволов. Охотно селится в поймах рек, встречается в смешанных лесах, в светлых сосняках.

Месторасположение гнезда. Гнездится в дуплах, которые выдалбливает обычно в березовых обломанных стволах. Фото

Особенности кладки. В кладке 3-5 яиц. Размеры яиц: (26-30) х (21-22) мм.

Сроки гнездования. Белоспинный дятел — оседлая птица, во внегнездовое время совершает небольшие перелеты. В ранних выводках птенцы покидают дупла в конце мая — начале июня.

Распространение. Распространен почти по всей лесной зоне, кроме Севера.

Зимовка. Оседлая и кочующая птица.

Описание Бутурлина. Этот дятел несколько крупнее большого пестрого, но в лесу отличия в росте мало заметны, и лучше пользоваться при определении особенностями окраски. У белоспинного дятла спина черная только на передней части, а на задней — белая или с белыми поперечными полосами. Это спинное белое пятно сливается краями с широкими белыми полосками на крыльях. Подхвостье оранжево-красное, брюшко розоватое, на белых боках продольные темные черточки, которых нет у большого пестрого дятла. У самца все темя ярко-красное, у самки — черное. Фото

Белоспинный дятел один из самых смирных и доверчивых, за исключением разве только малого пестрого. Он более медлителен, спокоен в движениях и очень молчалив. Редко удается слышать его крик, похожий на “кик-кик” большого пестрого дятла, но более низкий и глухой. Весной и осенью он так же барабанит, как и другие дятлы. По моим наблюдениям, нередко издают эти трескучие трели и самки белоспинного дятла. Этот вид по всей широкой области своего распространения предпочитает лиственные леса или смешанные; больших однообразных хвойных массивов он избегает.

Гнездовые дупла он устраивает в очень старых, гнилых деревьях с мягкой древесиной (чаще всего березах или осинах) на высоте от 2 метров. ФотоИногда леток дупла устроен под защитой большого древесного гриба, который выступает над входом в гнездо, как крыша. Леток правильной круглой формы, несколько крупнее, чем у дупел большого пестрого дятла. Откладке яиц предшествуют брачные игры. В апреле, когда еще местами в лесу лежит пластами снег, а из ельников несет сыростью и холодом, белоспинные дятлы собираются на пригретых солнцем вырубках, гоняются друг за другом, перекликаются и безустали барабанят. Яйца (обычно 6) появляются в гнезде раньше, чем у других наших дятлов, в средней полосе с конца апреля — начала мая. Они белого цвета, длиной 28-31 миллиметр.

Белоспинный дятел населяет почти все лесные области России, но в большинстве мест сравнительно немногочисленен. Есть указания (Словцова для Зауралья), что количество птиц этого вида заметно изменяется в разные годы. От Скандинавии и западной Германии этот дятел распространен до Камчатки и Японии, на север до 65° северной широты в Европе и до 60° на Енисее, на юг до Альп, Кавказа, Уссурийского края.

У нас встречается шесть подвидов белоспинного дятла, из которых один (кавказский полосатый дятел) некоторыми орнитологами считается за особый вид.