Пёстрый дятел. Большой пёстрый дятел. Вид: Dendrocopos major Linnaeus, 1758 = Большой пёстрый дятел. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Dendrocopos major = Большой пёстрый дятел

Вид: Dendrocopos major Linnaeus, 1758 = Большой пёстрый дятел

Читать дальше: Большой пёстрый дятел

Описание Бутурлина. Большой пестрый дятел, или просто дятел, как его зовут местами, действительно очень пестрый, а вернее — пегий. Окраска верхней стороны тела черная с синеватым блеском, так же как и шести средних перьев хвоста. Нижняя сторона беловатая; у дятлов разных областей она окрашена различно. На плечах большие белые пятна, они разъединены между собой черной спинной полосой. Маховые перья с широкими белыми пятнами, которые на сложенном крыле образуют 5-7 поперечных светлых полос. На беловатых щеках и шее черный рисунок, подхвостъе и задняя часть брюшка ярко-красные. У самцов блестящая красная полоса идет поперек затылка; у самок этого затылочного пятна нет и вся голова сверху черная. Пестрый дятел ростом несколько больше скворца (длина тела 23-25 сантиметров), но в лесу при своей яркой окраске он кажется много крупнее, особенно на лету.

Это самый обычный, самый многочисленный дятел в Европейской части России, где он распространен от северной границы леса к югу до Крыма и Кавказа включительно. Леса всей Азиатской части России также заселены этим видом.

Под Москвой, в Сокольнической роще, юные натуралисты подсчитывали пестрых дятлов зимой 1921/22 года. В сосновой роще площадью около 492 гектаров зимовало 62 оседлых дятла; кроме того, по временам показывались отдельные кочующие птицы этого вида. К апрелю дятлов стало меньше, и осталось гнездиться не более 9 пар (18 дятлов). При подсчетах в Бузулукском бору Куйбышевской области в 1927-1930 годах, оказалось, что в мшистых сосняках держится до 30 больших пестрых дятлов на каждые 100 гектаров, а в других типах бора — около 20 на такую же площадь. По моим наблюдениям в Шарьинском районе Горьковской области, в смешанных елово-пихтовых и сосновых лесах осенью при хорошем урожае шишек встречается за день до 40 пестрых дятлов (в среднем). В эту же пору желну видишь за день не более четырех-пяти раз, белоспинного дятла два-три раза, то же и трехпалого; малых пестрых дятлов там совсем немного, встречается 1-2, и то не каждый день. Седоголовые дятлы бывают не каждый год; в иную осень не увидишь ни одного, а иногда в среднем до 2-3 за день.

В летнее время большой пестрый дятел живет только там, где есть крупные деревья, особенно с мягкой древесиной, в которых удобно делать гнезда; но, в общем, он очень неприхотлив. Его можно встретить у гнезда и в хвойной тайге и в лиственном лесу, даже в садах или небольших рощах, в сухих степных островках леса, где другие дятлы совсем не встречаются.

В осенних кочевках большой пестрый дятел часто улетает из больших лесов, попадает в города и степные села. Я несколько раз видел этих дятлов на телеграфных столбах среди открытой степи южной Украины. В некоторые годы бывает заметный осенний пролет наших пестрых дятлов вдоль побережья Балтийского моря, где они часто залегают на остров Гельголанд.

Замечено, что количество дятлов, остающихся у нас в хвойных лесах на зиму, не каждый год одинаково. Когда мало уродится шишек сосны и ели, тогда и дятлов бывает мало — большинство их от нас улетает. Дело в том, что зимой в северной полосе они мало охотятся за насекомыми и предпочитают кормиться маслянистыми семенами хвойных деревьев. Некоторые пестрые дятлы переходят на этот корм ужа в августе, едва шишки поспеют, когда ловить насекомых еще не так трудно. Птица выдалбливает в коре или сухой вершине продолговатый глубокий желобок или ямку шириной в 3-3,5 сантиметра; в этот “станок” дятел вставляет шишки, чтобы легче и быстрее добывать семена.

Целые сотни, а иногда и тысячи разбитых шишек накопляются за зиму под деревом с дятловыми “станками”. Наши натуралисты подсчитали, что в среднем за день дятел разбивает около 50 шишек сосны и съедает не менее 750 семян. За период с августа по апрель, когда большой пестрый дятел питается почти одними семенами, он уничтожает их до 157500 штук. В некоторых местах это может повредить обсеменению вырубок и возобновлению соснового леса.

Из насекомых дятел поедает летом много древесных жуков, клопов и собирает на земле муравьев. В желудке пестрого дятла находили до 150 штук вредных вершинных короедов; в период лёта майских жуков почти в каждом желудке дятла можно найти этих вредителей. (Некоторые дятлы съедают сразу до 5-10 майских жуков.) Но особенно страдают от дятла муравьи, которых находили до 1 000 штук в желудке одной птицы.

Летом пестрый дятел очень охотно ест ягоды земляники. Орехи лещины и желуди он раздалбливает, вставляя их в трещины коры. В южных лесах с мягкой зимой он круглый год собирает насекомых. Там и клюв у дятла гораздо слабее, чем на севере, где птицам этого вида приходится много долбить шишки. Зимой дятел ночует поблизости от “станков”, забираясь в глубокое дупло. Из-за удобных ночевок бывают жестокие драки: занявший дупло пестрый дятел не пускает туда другого. Как видим, это птицы одиночные, совсем не склонные к образованию стай.

Несколько общительнее пестрые дятлы становятся к концу зимы. Они собираются группами, барабанят, гоняются друг за другом и мало-помалу разбиваются да пары. Вскоре пары начинают готовить гнезда, выдалбливая их в сухих осинах, гнилых березах или ольхах, реже в хвойных деревьях. Высота гнезда от земли 1-10 метров, чаще — 4-5 метров. В средней полосе Европейской части России уже в половине мая гнезда содержат полную кладку — 5-7 яиц (длина их 28-29 миллиметров). Вылупившиеся молодые совершенно беспомощны, их долгое время совсем не слышно. Но зато, подрастая, они кричат так громко и назойливо, что легко выдают местоположение гнезда. С еще не доросшими крыльями они начинают вылезать из дупла и потом кочуют некоторое время вместе со старыми птицами.