Трёхпалый дятел. Picoides tridactylus Linnaeus = Трёхпалый дятел. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Picoides = Трёхпалые дятлы

Вид: Picoides tridactylus Linnaeus = Трёхпалый дятел

Читать : Дятловые

Трёхпалый дятел Фото

Ноги у этого дятла трехпалые – отсюда и его название. Из трех пальцев два направлены вперед, а один — назад, хотя он может поворачиваться и в сторону. Трёхпалый дятел по размерам близок к дрозду. Основной фон окраски - черно-белый по которому разбросан поперечный рисунок на боках, а иногда и на брюшке. Подхвостье и верхняя часть спины у трехпалого дятла белые. Имеются отличия в окраске самцов и самок, т.е. отмечается половой диморфизм. Так, у самцов темя золотистого цвета, а у самок оно белое с темными пестринами. Красивая золотисто-желтая шапочка самца состоит из блестящих узких перышек, которые он часто приподнимает ершом. Трёхпалый дятел по сравнению с другими пестрыми дятлами выглядит более темным, особенно в полете. А полет у него быстрый и прямолинейный.

Трёхпалый дятел распространен почти по всей лесной зоне России, но более многочисленен он на севере своего ареала. Он предпочитает селиться в густых темно-хвойных лесах, где в основном питается древесными насекомыми. На юг, в лиственные леса, трехпалый дятел не заходит. Поэтому в Европейской части России не гнездится южнее Московской области и хвойных лесов южного Урала. В Сибири его ареал простирается по таежной области, включительно до Камчатки и Сахалина. Встречается этот дятел и в Западной Европе, и на севере Американского материка, а на юге азиатской части ареала проникает в Монголию и Джунгарию.

Гнездится трехпалый дятел в хвойных и смешанных лесах, где весной и можно услышать его тихую и короткую барабанную трель. Для обустройства гнезда он выбирает тенистые и сырые места, иногда даже болота. Замечено также, что трехпалый дятел еще более охотно селится на пожарищах и гарях, что связано с наличием на таких участках леса большого количества отмерших деревьев.

Трёхпалый дятел Фото

Свое гнездо трехпалый дятел обустраивает в дуплах деревьев, как и другие дятлы. Для этой цели он чаще всего выбирает сухие, прогнившие стволы елей, располагая дупла на высоте 1-6 м от земли.

В гнезде трехпалого дятла нередко можно обнаружить весьма обильную подстилку, толщина слоя которой может доходить до 60 мм. Диаметр дупла, используемого для обустройства гнезда, у трехпалого дятла может колебаться в пределахпри 60-140 мм, глубина дупла 200-300 мм. При этом размеры летка у него более мелкие, чем у большого пестрого дятла.

Брачный период у трехпалого дятла приходится на середину весны, а яйца самки обычно откладывают в мае. Кладка как правило состоит из 3-5 белых яиц, размеры которых колеблются в следующих пределах: (21-28)х(16-19) мм. Насиживание яиц и выкармливание птенцов приходятся на июнь и первую половину июля. Молодых птиц вылетевших из дупла можно наблюдать со второй половины июля. К концу августа — началу сентября молодые не только ведут самостоятельную жизнь, но к этому времени уже успевают перелинять и сменить свое гнездовое оперение на взрослый наряд.

Трёхпалый дятел Фото

Трехпалый дятел — оседлая птица, являющаяся одной из полезнейших наших птиц, населяющих хвойные леса. Благодаря тому, что в отличие от других насекомоядных видов, трехпалый дятел на зиму никуда не улетает, он усердно уничтожает вредителей леса круглый год. Фото

В негнездовое время трехпалые дятлы держатся поодиночке, неторопливо перелетают с дерева на дерево, обыскивают кору хвойных и лиственных деревьев, раздалбливают мягкую гнилую древесину. Осенью можно довольно часто увидеть одновременно до десятка трехпалых дятлов, молчаливо перелетающих с дерева на дерево, ни разу не издав крика.