Большой [черногорлый] медоуказчик. Вид: Indicator indicator = Большой [черногорлый] медоуказчик. Медоуказчики, медоуказчиковые. Семейство: Indicatoridae = Медоуказчики, медоуказчиковые. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Indicator indicator = Большой [черногорлый] медоуказчик

Вид: Indicator indicator = Большой [черногорлый] медоуказчик

Читать : Семейство медоуказчики

Большой или черногорлый медоуказчик весьма похож на нашего воробья, хотя немного больше его по размерам и имеет более пестро окрашенное оперение. Длина тела медоуказчика 18 см. Телосложение плотное, крылья длинные, хвост короткий. Спинная сторона большого медоуказчика имеет серовато-буроватую окраску, а брюшная сторона беловато-сероватого цвета. На горле черное оперение, отсюда и второе название медоуказчика – черногорлый. Серовато-белое пятно расположено вокруг уха, по светлому пятну есть и на каждом плече.

Крылья большого медоуказчика украшены многочисленными продольными белыми пестринами. Оперение хвоста бурого цвета, при этом три крайних пары рулевых перьев белые, а кончики у них бурые. Карие глаза медоуказчика вокруг с кольцом свинцового цвета. Клюв хотя и крепкий, но не массивный, окрашен в желтовато-белые тона. Ноги довольно короткие, буровато-серые.

Большие медоуказчики встречаются на территории Африки к югу от Сахары. Здесь они обитают в густом кустарнике или в травянистых зарослях, населяя саванны и степные участки с редкими, отдельно стоящими деревьями. Густых тропических лесов, как и совершенно безлесных территорий, расположенных в Западной и Южной Африке, медоуказчики избегают.

В период размножения, который приходится в Южной Африке на период с сентября до января, самцы совершают очень красивый токовый полет. Сначала они взлетают ввысь, а потом, планируя то вверх, то вниз, кружась и постепенно снижаясь, птицы крыльями или хвостом издают характерный шум, который можно передать как «жур-жур... жур-жур...». Затем сев на высокое дерево неподалеку от самки, самец трескучим голосом выкрикивает около 10 раз в минуту: «Вик-турр... вик-терр... вит-турр...».

У местного африканского населения эта птица известна под названиями: кукушка-медоуказчик и пчелиная кукушка. Первое название – кукушка – они получили за то, что подобно кукушке, она подбрасывает свои белые блестящие яйца в гнезда других птиц. В качестве приемных родителей для малышей служат: удоды, пестрые скворцы, бородатки и некоторые другие дятлы, желтозобые воробьи, ласточки, пегие зимородки, чеканы, иволги, сорокопуты.

В каждое гнездо самка медоуказчика подбрасывает только по одному яйцу, обязательно выбросив из него одно или несколько яиц хозяев. Иногда самка выбрасывает все яйца птицы-хозяина. Вылупившийся из яйца птенец медоуказчика, подобно кукушатам, иногда выбрасывает из гнезда своих «сводных» братьев, но нередко этого не случается, и тогда молодой медоуказчик растет вместе с птенцами птицы-хозяина.

Основу пищевого рациона медоуказчика составляют главным образом различные насекомые и их личинки, иногда они едят воск. Медоуказчики, повстречав человека или другое животное нередко пытается привести их к гнездам диких пчел или пчелиным роям, за что он и получает соответствующее вознаграждение в виде восковых сот и пчелиных личинок в них. Случалось, что медоуказчик приводит людей и к ульям домашних пчел…