Китовые птицы (птички) Прионы (птицы) Род: Pachyptila = Прионы или китовые птички: биология, экология, размножение, поведение, питание

Род: Pachyptila = Прионы или китовые птички

Род: Pachyptila = Прионы или китовые птички

Pachyptila vittata = Ширококлювая китовая птичка

В семействе буревестниковые (Procellariidae) имеется род Pachyptila, которых в рускоязычной среде называют притонами или китовыми птичками. Китовые птички -это морских птицыи, ареал лежит далеко на юге, в Антарктике.

Длина тела колеблется в пределах от 25 до 28 см, при этом размах их крыльев колеблется от 41 до 46 см, поэтому прионы с этими параметрами относятся к группе малых представителей семейства буревестниковых.

В роде прионы или китовые птички насчитывается не менее 5 видов, при этом отдельные виды китовых птичек можно различить прежде всего по клюву. А вот в полёте  отличить их друг от друга практически невозможно, так как все они имеют практически одинаковую окраску оперения. Все виды китовых птичек имеют на верхней стороне тела нежную серо-голубую окраску оперения, а по краям крыльев и в районе плеч они чёрные. Окраска оперения нижней стороны тела и крыльев у китовых птичек белая.

Pachyptila vittata = Ширококлювая китовая птичка

У всех китовых птичек хвост имеет характерную клинообразную форму. Лапки прионов окрашены в голубой цвет.

В пределах ареала китовые птички обычно держатся большими группами, которые низко летят над водой, быстро и часто меняя направление своего полета.

Вид: Ширококлювая китовая птичка = Pachyptila vittata

Ширококлювая китовая птичка имеет длину тела около 29 см, при массе 150-225 г. Длина крыльев колеблется от 18,1 до 22,5 см, а их размах — от 57 до 66 см. Основной фон окраски этих птиц - серый, при этом на их крыльях  имеется более тёмный рисунок имеющий вид буквы «M». Самцы и самки по внешнему облику неразличимы, так как половой диморфизм не выражен. Нижняя часть тела у ширококлювой китовой птички коричнево-белого окраса. Самцы и самки по внешнему облику неразличимы, так как половой диморфизм не выражен.

Клюв у ширококлювой китовой птички необычно широкий (что и отражено в ее названии). Благодаря особому гребневидному строению эта птица хорошо приспособилась к добыче планктона. По способу добычи пропитания этот вид близок к типу питания качурки Вильсона. Ширококлювая китовая птичка во время полета постоянно касается поверхности воды ногами, одновременно бороздя своим клювом воду, отцеживая планктон. Полёт у ширококлювой китовой птички медленнее чем других китовых птичек, к тому же она чаще других представителей рода планирует в воздухе.

Гнездится ширококлювая китовая птичка к югу от Новой Зеландии на субантарктических островах, в том числе на побережье пролива Фово, на маленьких островах в районе острова Стьюарт, на Снарских островах и островах Чатем. Зато вне периода размножения этих птиц  можно встретить в открытом океане к югу от 30 ° южной широты. Отмечается этот вид и у побережья Южной Африки, и у западного и южного побережья Австралии.

Ширококлювая китовая птичка в открытом море чаще держится стаями. Основу пищевого рациона в течение летнего полугодия составляют ракообразные, а в течение зимнего — мелкие головоногие моллюски. Размножение происходит на утёсах или между камнями, где эти птицы в период гнездования выкапывают норы длинной около 1,2 м. Нора заканчивается гнездовой камерой, которую они выкладывают различной растительностью (листьями, травой или ветками). Сезон размножения обычно приходится на период с августа по сентябрь. Самка откладывает всего только одно яйцо белого цвета, инкубация которого длится примерно 50 дней. После этого птенец находится в гнезде еще примерно такой же промежуток времени. Отметим, что оба родителя одинаково активно принимают участие как в высиживаниияйца, так и в выкармливании молодой птицы. В год ширококлювая китовая птичка гнездятся только один раз.

Pachyptila vittata = Ширококлювая китовая птичка

На островах Тристан-да-Кунья из-за преследование этих птиц хищниками, а их естественными врагами является пастушок-уэка и завезённые на острова кошки и крысы, численность гнездящихся ширококлювых китовых птичек сильно сократилась. А на свободном от хищников острове Гоф этот вид в настоящее время все ещё многочисленный.