Жако, или серый попугай. Psittacus = Серые попугаи: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Psittacus = Серые попугаи

Psittacus erithacus = Жако, или серый попугай

Род: Psittacus = Серые попугаи

Читать дальше: Обзор видов Розелл

Жако, или серый попугай является единственным видом, представителем рода Psittacus = Серые попугаи. Длина тела жако составляет около 30—35 см, при этом размах крыльев достигает 65 см, длина крыла 22, а хвоста 8 см. Psittacus erithacus = Жако, или серый попугай

По современной классификации данный вид включает 2-3 подвида: Краснохвостого жако, Бурохвостого жако, а также Жако принцессы Ганы. Краснохвостый жако имеет длину тела до 35 см, чёрный клюв, а общий окрас его оперения светло-серый, с ярко-красными перьями хвоста. Радужка глаз светло-серая. Краснохвостый жако обитает на территории Танзании и Анголы. Бурохвостый жако мельче, длина его тела не превышает 29 см, клюв цвета слоновой кости, а у некоторых особей он даже с красноватым оттенком. Оперение тёмно-серого цвета, а перья хвоста буро-красные. Бурохвостый жако обитает в Западной Африке на побережье таких стран как Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне. Некоторые систематики в пределах подвида краснохвостый жако выделяют подвид: Жако принцессы Ганы который обитает в Гвинейском заливе на островах Принсипи и Фернандо-По. Он отличается более крупными размерами и тёмной окраской.

В целом для вида жако характерен черный загнутый клюв, радужка глаза желтого цвета, и свинцово-серого окраса ноги. Такие части головы как ноздри, восковица, уздечка и ободок вокруг глаза у жако покрыты кожей. В оперении жако присутствуют всего два основных цвета — пепельно-серого цвета  перья, края которых несколько светлее, и хвост покрытый перьями пурпурно-красного цвета.

Установлено, что в природе для жако наиболее привлекательны плоды пальмового дерева, составляющие основу его рациона. Поэтому ареал обитания серого попугая, ограниченный странами Западной Африки (Ангола, Конго, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия), практически полностью совпадает с областью распространения именно масличной пальмы. Кроме плодов масляной пальмы жако питаются семенами, иногда совершая набеги на поля фермеров, а также различными фруктами, лиственной массой, изредка поедают и улиток.Psittacus erithacus = Жако, или серый попугай

Обитают жако в районах, где довольно скучено произрастают крупные леса, представляющие собой далеко тянущиеся лесные чащи. Самые высокие деревья жако выбирают для ночлега, на которых они собираются каждый вечер. А ранним утром серые попугаи разлетаются в надежде раздобыть себе пищу.

Жако, являются очень популярными для содержания дома, так как они способны подражать человеческой речи и другим звукам. Из-за спроса на них на рынках, жако отлавливают в дикой природе в огромных количествах и нелегально экспортируют в другие страны, что наносит непоправимый вред популяции попугаев и делает затруднительным их размножение в природе.

В настоящее время серый африканский попугай вошел в список СИТЕС, который запрещает торговлю этими птицами, если они выловлены в природе. Максимальная продолжительность жизни жако в неволе составляет до 60—98 лет.

В домашних условиях птицы часто болеют самоощипыванием из-за разных причин: неправильные условия содержания и питания, паразитарные заболевания, психологическая травма, полученная при вылове в дикой природе или плохое обращение хозяина. По мнению госпиталя птиц Зеленый попугай самоощипывание является сложным полиэтиологическим заболеванием происшедшим вследствие поведенческих нарушений, и нарушения архитектоники паренхиматозных органов.

Ручной жако дает хозяину подержать себя в руках. Жако считаются самыми талантливыми попугаями, способными к звукоподражанию. В среднем птица может запомнить более 100 оборотов речи. Обширные исследования с жако по имени Алекс проведенные доктором наук Ирэн Пепперберг показали, что эти птицы могут ассоциировать слова человеческого языка с предметами, которые они обозначают, а также способны воспринимать понятие формы, цвета, порядкового номера и даже понятие нуля. Многие жако начинают обучаться разговору к двум-трем годам, бурохвостые жако начинают учиться немного ранее своих краснохвостых собратьев. Дикие жако очень часто издают разные звуки — свистят, пронзительно кричат, визжат, громко щелкают клювом и т. д. В домашних условиях эти звуки многим могут показаться раздражающими, но это часть их природы и желающему завести жако придется с этим смириться. Жако часто стремятся повторять звуки, издаваемые бытовой электроникой — телефоном, домофоном или будильником. Часто повторяют они звуки диких птиц, живущих на улице. Ручной жако может копировать психологию хозяина — то есть его формы поведения, такие как радость, заботу и раздражительность. Psittacus erithacus = Жако, или серый попугай

В природе свои гнёзда жако устраивают в дуплах старых деревьев. В сезон гнездования самец исполняет брачный танец. Слегка взъерошивает своё оперение, припускает крылья и обтанцовывает самку. При этом он издаёт звуки, похожие на поскуливание щенков или кряхтение. Самка издаёт такие же звуки и принимает позу птенца, выпрашивающего корм. Самец или кормит её, или имитирует кормление. Самец и самка таким образом ведут себя по нескольку раз в день. Брачный танец длится примерно 5—10 минут.

Самка спустя некоторое время начинает откладывать яйца. За 8—12 дней самка завершает кладку в которой обычно 3—4 белых яйца. Насиживание длится 30 дней, после вылупления птенцов самка в первые дни не покидает гнездо, а самец её кормит и охраняет. В возрасте чуть больше двух месяцев птенцы вылетают из гнезда, но ещё некоторое время нуждаются в помощи родителей. В Западных странах жако несложно разводятся в неволе (в том числе с помощью инкубаторов), поэтому спрос на нелегальных птиц там невелик. В России дело обстоит хуже, из-за практического отсутствия грамотных разводчиков, неинформированности людей и достаточно низкой цены спрос на диких жако достаточно велик.