Какапо, совиный попугай. Вид: Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай. Попугаи, попугаеобразные: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай

Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай

Вид: Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай

Отряд: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные

КАКАПО (Strigops habroptilus) или совиный попугай единственный представитель подсемейства совиных попугаев. Встречается он только в Новой Зеландии и в настоящее время очень редок. Ареал его продолжает сокращаться.

Фото Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай

Это крупная птица, в стоячем положении имеет около 60 см высоты. Самец крупнее самки. Цвет оперения мшисто-зеленый с черными полосами на спинной стороне тела, а в других местах с темно-бурыми, лимонно-желтыми и палево-желто-зелеными полосами. Хорошо развито лицевое оперение, откуда и возникает сходство с совами.

Окраска этой птицы имеет явно покровительственное значение. Крылья у совиного попугая хорошо развиты, но вследствие слабости мышц и недоразвития киля грудины летать какапо не может. Самое большее, на что он способен,— это планировать на расстояние примерно 25—30 м. Какапо живет на равнинах и в горах, поднимаясь до высоты 1400 м над уровнем моря, в пределах выпадения осадков от 1900 до 6250 мм, т. е. в очень влажных местах. Гнезда он устраивает в больших расщелинах скал или между корнями деревьев. Нередко бывает, что в гнездовую нору ведут два входа, от которых вглубь отходят туннели, имеющие несколько десятков сантиметров длины. В глубине норы помещается гнездовая камера примерно 30 см высоты и 60 см в диаметре.

Strigops habroptilus = Какапо, совиный попугай

По имеющимся сведениям, какапо гнездится через год. К гнездованию он приступает относительно поздно, откладывая яйца главным образом в январе и феврале (южное полушарие), что, вероятно, связано с массовым появлением в это время основного корма птицы — различных ягод. Обычно в кладке бывает 2 яйца. Какапо кормится растительной пищей, главным образом ягодами различных кустарников. Интересно, что за кормом он ходит пешком и передвигается при этом обычно по определенным, протоптанным им дорожкам. Голос совиного попугая — своеобразный гул, напоминающий звук барабана. Этот гул можно слышать с ноября до середины февраля. Совиные попугаи хорошо переносят неволю, но в неволе не размножаются.

Совиный попугай — исчезающая птица. Первоначально он был распространен на обоих островах Новой Зеландии, по-видимому, также на острове Стьюарт и на Чатемских островах. Теперь на Северном острове его нет совершенно. Почему это происходит, сказать трудно. Истребление его завезенными на Новую Зеландию крысами и горностаем имеет значение, но, очевидно, только в немногих местах. Изменение естественной обстановки, выразившееся в истреблении лесов, тоже не является основной причиной уменьшения его численности. Во всяком случае, ареал совиного попугая значительно сократился еще до проникновения на острова Новой Зеландии европейцев.

Попугай, разучившийся летать, — это какало. Умеет лишь немного, метров сто, планировать сверху вниз, с дерева на землю. Крылья есть, но мышцы, приводящие их в движение, слишком слабы для полета, да и киля на грудине, опоры для этих мышц, нет. Кости тяжелые, без воздушных полостей. Какапо — единственный представитель подсемейства совиных попугаев, и, знакомясь с ним, мы расстаемся с настоящими попугаями.

Перья вокруг клюва и глаз какапо образуют жесткое обрамление, похожее на лицевое оперение, «зеркало», совы. Образ жизни тоже соответствующий, ночной. Пешком, по тропинкам, им же протоптанным, в поздних сумерках выходит оливково-бурый, ростом с ворону совиный попугай из укрытий, где спал днем, «положив голову под крыло». Идет несмело, «крадется, как кошка», от куста к кусту. Найдет сочный лист папоротника, «грызет» его. Ягоды, мхи, грибы, корневища папоротников тоже ест — это весьма своеобразный вегетарианец. Непереваренную клетчатку выбрасывает в погадках.

Всего два яйца и те через год насиживают попугаихи в глубоких расщелинах скал, под корнями и в норах.

«Странным образом все птицы гнездятся, очевидно, в один год. В эту пору слышатся ночами с токовых мест глухие крики самцов, которые похожи на голоса выпей. Самцы какапо — единственные попугаи, наделенные горловым мешком, способным раздуваться» (К. К о л а р).

В горных влажных лесах Южного острова Новой Зеландии уцелели немногие какапо. Лисы и кузу-лисы, горностаи, хорьки и куницы, крысы, кошки, собаки, ежи и прочие четвероногие, завезенные на родину какапо, где миллионы лет не было, кроме летучих мышей, никаких зверей, грозят уничтожить последних совиных попугаев.

Совиный попугай

В горных влажных лесах Южного острова Новой Зеландии живет довольно крупный и самый редкий попугай какапо – попугай, разучившийся летать. В 1961 году их насчитывалось всего около сотни. Столько же было и в 1985. А сегодня эта диковинная птица занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Какапо совсем не умеет летать, может лишь планировать сверху вниз, с какого-либо возвышения на землю. Крылья у него есть, и вроде бы вполне нормальные, но приводящие в движение мышцы слишком слабы. Нет у какапо и киля, к которому они крепятся у других летающих птиц. Да и кости у него тяжелые, без воздушных полостей. А называют попугая совиным, потому что его лицо напоминает лицо совы. Как и у нее, перья вокруг глаз какапо образуют жесткое обрамление.

Образ жизни какапо соответствует совиному: ночной. Пешком по тропинкам, им же проложенным, в поздних сумерках выходит этот попугай – оливковый, ростом с курицу – из укрытия, где спал днем. Идет несмело, крадется, как кошка, от куста к кусту. Питается листьями папоротника, ягодами, мхами и грибами.

Совиный попугай считается самым крупным попугаем в мире. Рост его достигает 60 см, а весит какапо до 3 килограммов!

Пора любви для какапо – январь, и его «серенады», напоминающие гул барабана – не что иное, как призывы самки. Совиный попугай – единственный из всех попугаев, имеющий кожаный горловой мешок (зоб), который он раздувает до значительных размеров. Его «барабанные» звуки в январе-феврале раздаются каждую ночь, причем слышно их на значительном расстоянии (до километра).

Живут какапо как на равнинной местности, так и в горах (до 1400 м над уровнем моря). Свои гнезда птица сооружает в земляных норах, в расщелинах скал, между корнями деревьев. В глубине норы какапо и утраивает себе гнездовую камеру диаметром примерно 60 см. Раз в два года самка отложит в гнездо два яйца. Любопытно: все какапо на островах откладывают яйца в один и тот же год!

Оказывается, какапо хорошо приживаются и в неволе, только почему-то не размножаются. А на воле… по два яйца от пары попугаев, да раз в два года…

Впервые наблюдения за этой интересной птицей были проведены новозеландским исследователем сэром Джулиусом фон Хаастом в 1863 году. Однажды вечером, проходя по склону горы, он увидел на дереве большого зеленого попугая. Когда же Джулиус подошел к нему ближе, тот не слетел, а как бы свалился, создав впечатление, что у него просто нет крыльев! Сразу возник вопрос, как же попугай взобрался на дерево? Это выяснилось позже: с помощью когтей! Скоро были выявлены и некоторые другие его особенности. Например, что питаться он выходит ночью, используя для этого хорошо протоптанные им же тропы, по которым он двигается вперевалочку, подобно утке; его осанка напоминает осанку пингвина.

Причина малочисленности совиных попугаев, по всей видимости, заключается в то что, завезенные людьми на Новозеландские острова собаки и крысы стали их главными врагами. Людям тоже пришлось по вкусу мясо этих птиц. К тому же добывать его большого труда не представляло. Способствовало этому и их усиленный отстрел для комплектования коллекций в музеях. Живых попугаев стали экспортировать в Англию, где использовали в качестве… домашних животных. От соблазна захватить с собой из Новой Зеландии совиного попугая не могли удержаться даже ученые! Англичанин Г. С. Сейл сообщал о живущем в его доме попугае: «Он, подобно котенку, любит играть с моей рукой. Птица опрокидывается на спину и забирает в свои лапы руку, одновременно хватая ее клювом».

Чтобы изменить ситуацию с постепенным исчезновением совиных попугаев, местная Служба охраны живой природы в 1958 году приступила к поискам оставшихся в стране какапо. В течение 15 лет было обнаружено 8 птиц. Правда, в 1970 году на юге острова Южный нашли сразу 12. В 1977 году на острове Стьюард выявили еще одну, причем довольно значительную группу птиц, в которой насчитывалось около 100 особей. Но поскольку на острове присутствовали хищники, их будущее было тревожным. Началась эвакуация попугаев на небольшие островки, где хищников не было. Впервые птиц переправляли на вертолетах. Выпуская на волю, многих из них «снабжали» радиопередатчиками.

И все же до сегодняшнего дня все живущие в стране какапо по-прежнему остаются уязвимыми. Численность какапо на острове Стьюард сократилось вдвое! И произошло это по вине кошек.

В настоящее время Служба охраны живой природы Новой Зеландии ежегодно затрачивает более 100000 новозеландских долларов на поиски какапо и их сохранение, а также на отлов хищников. По мнению ученых, самостоятельно попугаи продержаться долго не смогут, даже не смотря на стремление расселять их на мелких островках, где отсутствуют хищники.

Ученые страны прилагают немало усилий, чтобы добиться увеличения численности совиного попугая в естественных условиях. А вот достигнут ли они успеха покажет время