Саджи. Род: Syrrhaptes Illiger = Саджи. Рябки :Отряд: Pterocletes, или Pterocletiformes = Рябки : биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Syrrhaptes = Саджи

Вид: Syrrhaptes paradoxus Pallas = Обыкновенная саджа, копытка

Читать : Обыкновенная саджа, копытка

Саджа (лат. Syrrhaptes paradoxus; С. — у китайцев, бульдрюк — у киргизов) — степная птица из семейства рябков, известная у астраханских охотников под названием копытки.

Последнее название дано ей за оригинальное устройство её короткопалых, вполне оперенных ног, у которых наружный палец сросся со средним, а задний совсем отсутствует. Саджа собственно азиатская птица, водящаяся на востоке от Каспийского моря до Джунгарии, но начиная с 50-х годов она постепенно распространяется на запад, и в настоящее время саджа гнездится и в низовьях Волги. Иногда громадные стаи саджа, которые вообще отличаются быстротой и выносливостью полета, залетают далеко на запад в Европу и временно поселяются в подходящих местностях далеко отстоящими один от другого оазисами. Так, в 1863 г. тысячи саджа через оренбургские степи перелетали в Европу и разлетелись здесь по различнейшим направлениям. В этом году их наблюдали на север до Архангельска, на запад до Фарерских островов и Ирландии и на юге до Италии.

В некоторых подходящих местностях, как, например, в Голландии и Дании, саджа гнездились в этом году, но через 1—2 года саджа быстро исчезли повсеместно в Европе; часть их была перебита охотниками, часть улетела обратно. Ещё более значительное переселение саджи на запад происходило в 1888 г., но и на этот раз саджа не удержались в местностях, куда случайно залетели. Причина этих спорадических переселений лежит, вероятно, во временном недостатке корма вследствие неблагоприятных метеорологических условий, наступающих после ряда годов, благоприятствовавших размножению птиц. Пищу саджа составляют семена и молодые побеги различных, преимущественно травянистых, растений.

Окраска верхней стороны тела саджи, буровато-жёлтая, с чёрно-бурыми поперечными пятнышками, вполне подходит к общему фону песчаных степей, в которых саджа держатся. Нижняя часть груди и брюхо — чёрно-бурые. саджа выводит детенышей обыкновенно два раза в год. Гнездом служит простая ямка в почве. Кладка состоит из трёх темно-серых яиц с темными крапинами. После второго вывода к осени саджа собираются в стаи.

САДЖА (Копытка) (Syrrhaptes paradoxus)или копытка относится к числу мелких представителей отряда: вес ее составляет 200-300 г. Хотя общий облик этой птицы типичен для всех рябков, но ее фигура наиболее вытянутая, идеальной обтекаемой формы. На полете бросаются в глаза черное брюшко, заостренные и удлиненные крылья и длинные, сужающиеся к концу иглой рулевые перья. Особенно легко отличить ее по строению ног. Широкие пальцы с толстыми подушечками на подошве оперены и сращены до когтевых фаланг, образуя подобие заячьей лапы.

По земле саджа передвигается мелкими шажками, при этом тело держит почти горизонтально; при нужде бежит довольно быстро. ФотоВзлетает с хлопаньем крыльев, более или менее вертикально и лишь затем движется вперед. Летает быстро и может развивать скорость намного большую, чем другие рябки. Все движения ее во время полета легки и грациозны. Окраска самца сверху охристо-песочная с черноватым струйчатым рисунком, грудь желтоватая с узкими темными поперечными полосками, брюхо черное. Вокруг шеи желтое кольцо. Самка окрашена более скромно.

Распространена саджа в зонах пустынь и полупустынь от низовьев Волги через Казахстан, Джунгарию, Кашгарию, Монголию и Юго-Восточное Забайкалье до запада Маньчжурии. Местами встречается также в Киргизии. В пределах гнездовой области живет в пустынях и полупустынях с плотными почвами (глинистыми, лёссовыми, солончаковыми, щебнистыми) и с полынной и злаковой растительностью. Песчаных массивов избегает, но иногда гнездится на окраинах хорошо закрепленных песков. Саджа - оседлая птица, но из северных частей ареала перемещается к югу, нередко за пределы гнездовой области. У северных границ ареала весной копытки появляются рано, в первой половине марта, но разбивка на пары, брачные игры и откладывание яиц происходят значительно позднее, примерно в середине апреля. Во время токования самец держится близ самки, бегает вокруг нее по-голубиному, но не раздувает шею и не кланяется. Иногда он взлетает и делает вокруг самки круг. Других самцов токующая птица отгоняет. После спаривания самка откладывает в гнездо яйца.

Гнездо представляет собой неглубокую ямку со скудной подстилкой из сухих стебельков или вовсе без нее. Иногда оно укрыто кустиком полыни или злаков, но чаще располагается открыто. Кладка состоит, как правило, из 3, реже 2 яиц глинисто-серого цвета с темными редкими пятнами. Размеры яиц: 39-46x28-32 мм. В насиживании принимают участие оба члена пары, приступая к нему после откладки первого яйца. Днем птицы сидят на гнезде с перерывами; улетая на водопой, они иногда проводят там по часу и более, купаясь в пыли и просто отдыхая.

Насиживание длится около месяца. При опасности взрослые пытаются отвести ее виновников от гнезда. Вылупившиеся пуховички скоро покидают вместе с родителями гнездо и первое время держатся в ближайших от него окрестностях. По окончании размножения саджи постепенно соединяются в стаи, которые осенью достигают огромных размеров. Жизнь их в это время проходит в добывании корма и полетах на водопой. Постепенно из северных частей гнездовой области они продвигаются к югу. Однако отлет в большинстве случаев проходит незаметно, и лишь местами наблюдается выраженный пролет. Последний в разных частях ареала происходит с конца сентября по начало ноября. Линька у саджи бывает один раз в году, полная. Начинается она у большинства в конце мая - начале июня и заканчивается в октябре, растягиваясь, таким образом, на 4 с лишним месяца.

Питается описываемый вид растительными кормами - зелеными побегами, соцветиями, но чаще мелкими семенами степных и пустынных растений, собираемыми на земле. По-видимому, с этим связано отмеченное выше строение лап. Толстая кожистая подушечка на подошве лап предохраняет птицу от ожогов при бегании по раскаленной почве. Как защиту от перегрева следует рассматривать и более толстую кожу саджи на брюшной стороне, чем на спинной.

Одной из наиболее интересных биологических особенностей саджи являются ее непериодические массовые вылеты далеко за пределы гнездовой области как в западном направлении, так и в восточном. При движении в западном направлении она иногда достигает Западной Европы, вплоть до Франции, Англии и Норвегии, встречаясь на территории бывшего СССР от Архангельска на севере до Крыма и Кавказа на юге. Вылеты в Европу отмечались в период с 1859 по 1944 год 16 раз с промежутком от 1 до 22 лет. Особенно грандиозны эти вылеты были в 1863 и в 1888 годах. Вылеты в восточном направлении с 1860 по 1923 год совершались 10 раз. При этом птицы достигали Минусинских степей, Маньчжурии, Северного Китая и Приморского края. Эти вылеты происходят обычно весной, в апреле - мае. Очутившись далеко за пределами своей родины, саджи иногда задерживались здесь до следующей весны, а отдельные пары пытались гнездиться. Гнездование отмечено, например, в Дании, Нидерландах, Харьковской области, Маньчжурии, иногда в течение двух лет подряд. Однако нигде саджи не могли акклиматизироваться и всюду в конечном итоге погибали.

Причины непериодических массовых миграций саджи до сих пор полностью не выяснены. Предполагают, что они следуют за периодом успешного размножения птиц в течение нескольких лет и затем наступившей бескормицы. Вылетает за пределы родины не все население вида, а только из части гнездовой области. Это свидетельствует о том, что причины описываемого явления носят местный характер. Саджа относится к числу охотничьих птиц, добываемых с помощью ружья. Охота на нее по-своему весьма увлекательна. Однако численность птиц во многих местах сокращается, и они нуждаются в охранных мероприятиях.