Исполинские козодои:Nyctibiidae = Исполинские козодои:Caprimulgi, Caprimulgiformes = Козодои, козодоеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Nyctibius griseus = Серый исполинский козодой

Вид: Серый исполинский (лесной) козодой, серый потоо

КОЗОДОЙ СЕРЫЙ ИСПОЛИНСКИЙ (Nyctibius griseus)  - самая распространенная птица семейства Исполинские козодои.

Серый  потоо обитает на просторах от Южной Мексики до Аргентины и Парагвая, а также встречается на некоторых Антильских островах (кроме Кубы) и на острове Тринидад.

Серый исполинский козодой - крупная птица. Длина ее тела около 35 см. В окраске оперенья преобладают серые цвета с черными пятнами и полосками. Хвост длинный, ноги очень короткие.

К гнездованию серый козодой в разных частях ареала приступает в различные сроки: в апреле - на Суринаме, в июле - на Тринидаде , а в Бразилии птица гнездится в ноябре — декабре. Свое единственное белое с отметинами яйцо птица откладывает обычно в небольшое углубление на верху обломанного ствола дерева. Гнездо может располагаться совсем низко над землей, иногда на высоте до 15 м.

В отличие от других птиц, серый потоо насиживает яйцо, находясь в вертикальном положении, прикрывая свое единственное яйцоо распушенными перьями груди. Длительность насиживания составляет около месяца. Птенец рождается покрытый белым пухом и долго, почти два месяца, находится в гнезде. В среднем от начала насиживания яйца и до вылета птенца, проходит, как правило, не менее 70 дней.

Как и все другие виды исполинских козодоев, серый потоо ведет одиночный уединенный и ночной образ жизни. Его нелегко заметить в дневное время, когда он сидит неподвижно, напоминая сучок дерева, чему помогает и их камуфляжная защитная окраска оперенья. Когда птица спокойна, голова ее вытянута и закрытый клюв направлен вперед; но если она встревожена или заметила где-то врага, то все тело ее сразу становится напряженным и немного подается вперед, клюв приоткрывается и вытягивается прямо вверх. Серый  потоо настолько уверен в своей незаметности, что можно осторожно подойти к нему вприты, а иногда даже тронуть замершую птицу.

Питается серый козодой в основном насекомыми, которых он ловит по ночам на манер мухоловок, т.е. сидит некоторое время спокойно на выступающей ветке, потом взлетает за добычей и опять возвращается на свой наблюдательный пункт. Основу его рациона составляют жуки, бабочки, перепончатокрылые, прямокрылые и другие беспозвоночные. Особенно активен серый козодой в лунные ночи, когда охотиться помагает лунный свет. Серый исполинский козодой время от времени в ночное время издает своеобразную отрывистую песню, отдаленно напоминающую лай.