Розовый пеликан. Pelecanus onocrotalus Linnaeus = Розовый пеликан. Пеликан, Пеликаны, пеликановые Pelecanus Linnaeus = Пеликаны. Веслоногие, пеликанообразные:Отряд: Steganopodes, или Pelecaniformes = Веслоногие, пеликанообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Pelecanus onocrotalus = Розовый пеликан

Вид: Pelecanus onocrotalus Linnaeus = Розовый пеликан

Читать : Веслоногие, пеликанообразные

СТАТУС. Малочисленные виды (II категория)

Ареал обитания: Редкий вид, численность которого резко сократилась.

Длина крыла 700-720 мм.

Распространение. В России постоянно гнездится только на оз. Маныч-Гудило, нерегулярно и в небольшом количестве - на Чограйском водохранилище и в дельте Волги (1, 2) . В дельте Терека последний случай гнездования отмечен в 1961 г. (3) . Гнездовья розового пеликана сохранились в Казахстане, Румынии, странах экваториальной Африки, в Сирии, Ираке, Иране, северо-западной части Индии (4) . Ареал вида с конца ХIХ в. существенно сократился.

Гнездится на крупных проточных и полупроточных, богатых рыбой водоемах, с мощными тростниковыми зарослями, чередующимися с открытыми плесами. Иногда поселяется на соленых водоемах без надводной растительности. Гнездовые стации - тростниковые заросли с заломами или сплавиной у края открытой воды, отдельные куртины тростника, изредка песчаные или каменистые, слабозаросшие острова. Гнездовые колонии (от нескольких десятков до многих сотен пар) отделены друг от друга сотнями, иногда десятками километров. Местонахождение колоний более или менее постоянно. В период миграций и зимовок розовые пеликаны встречаются на северо-западном побережье Каспия, у северо-западных берегов Крыма, в низменностях Азербайджана, на водоемах Юго-Восточной Туркмении. Основные зимовки расположены в Иране, Ираке, Болгарии, Турции и Египте (4, 5).

Численность. Резкая депрессия популяций розового пеликана наблюдалась на рубеже ХIХ и ХХ вв. В 40 - 50-х гг. нашего столетия численность вида несколько увеличилась, а в 60-х гг. вновь снизилась. В настоящее время в России сохранился только один значительный очаг гнездования - на оз. МанычГудило. Розовые пеликаны отмечены на гнездовании в этом районе с 1955 г. Число гнездящихся пар существенно колеблется и возрастает в годы с высокой обводненностью озера. С 1969 по 1980 г. здесь гнездилось от 53 до 125 пар этих птиц. В других районах долины Маныча гнезю/бдование отмечалось на Чограйском водохранилище (в 1972 г.- 8, в 1979 г.- 2 пары) и на Состинских озерах (в 1975 г.- 10 пар). Всего в долине Маныча в 1969 - 1980 гг. гнездилось от 54 до 125 пар розовых пеликанов. Кроме того, здесь ежегодно учитывается 75 - 170 неполовозрелых птиц, а также 50 - 80 подросших птенцов, всего - 230 - 400 особей (1, 6, 7).

В дельте Волги, после исчезновения в начале ХХ в., розовые пеликаны появились в конце 30-х - начале 40-х гг. До конца 50-х гг. на гнездовании отмечалось не более 20 пар. В последующие годы только в 1963 г. обнаружено 7 пар и в 1980 г.- 2 гнездящиеся пары (2, 8) . Современная численность вида в России колеблется от 54 до 125 гнездящихся пар и достигает после размножения 230 - 400 особей. На территории бывшего СССР общая численность составляет ориентировочно 2 - 2,5 тыс. гнездящихся пар.

Лимитирующие факторы. На темпах прироста численности существенно сказываются репродуктивные показатели вида. Половая зрелость наступает в возрасте трех лет. В кладке обычно 2 яйца, изредка 1 или 3. В среднем на одну гнездящуюся пару приходится от 0,7 до 1 птенца, поднявшегося на крыло. На успешность размножения на о. Маныч-Гудило отрицательное влияние оказывают ливневые дожди, затопляющие кладки. В годы с высоким уровнем воды на этом водоеме происходит интенсивный размыв островов - мест гнездования. Численность вида лимитируется также особенностями питания. Розовый пеликан поедает в сутки около 1 кг рыбы. В местах размножения за 8-месячный период пребывания семье розовых пеликанов необходимо около 700 кг рыбы. К концу ХIХ - первой половине ХХ вв. резко уменьшилась площадь местообитаний вследствие периодических изменений уровня воды в озерах засушливых территорий, а также в результате освоения этих территорий человеком. Процесс усугубился зарегулированием стока рек и массовым забором воды на орошение, а также интенсивной эвтрофикацией водоемов.

Меры охраны. На территории России охота на пеликанов запрещена. На оз. Маныч-Гудило создан завповедник. Необходимо сохранять наиболее ценные водоемы засушливых территорий путем правильного использования стока воды и проведения комплекса гидромелиоративных работ, направленных на поддержание молодых стадий динамики угодий. На оз. Маныч-Гудило необходимо восстановить небольшие пологие острова, намывая грунт. В местах появления новых колоний пеликанов следует создавать охотничьи заказники с действенной охраной.

Источники информации: 1. Кривенко, Любаев, 1977; 2. Кривоносов, Бондарев, 1978; 3. Сапетин, 1968; 4. Судиловская, 1951; 5. Кищинский, 1978; 6. Кривенко, 1981; 7. Любаев, Кривенко, 1981; 8. Гаврилов, Кривоносов (личн. сообщ.); 9. Шнитников, 1963. Составитель: В. Г. Кривенко.