Змеешейка, анхинг. Род: Anhinga Brisson, 1760 = Змеешейки, анхинги. Бакланы, Баклан,баклановые. Семейство: Phalacrocoracidae = Бакланы, баклановые. Веслоногие, пеликанообразные:Отряд: Steganopodes, или Pelecaniformes = Веслоногие, пеликанообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Anhinga Brisson, 1760 = Змеешейки, анхинги

Anhinga Brisson, 1760 = Змеешейки, анхинги

Род: Змеешейки, анхинги. Змеешейка

Anhinga Brisson, 1760 = Змеешейки, анхинги

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Змеешейка, или Змеиная птица (лат. Anhinga) - птица, единственный род семейства змеешейковых. На сегодняшний день известно четыре вида этой птицы, один из которых находится под угрозой исчезновения. Своё название получили благодаря своей длинной тонкой шеи, которая при плавании выглядит подобно змее, когда остальная часть туловища скрыта под водой.

Змеешейки – крупные птицы с различным диморфным (то есть различным у самцов и самок) оперением. У самцов чёрное и тёмно-коричневое оперение, прямой гребешок на затылке, и больший, чем у самок, клюв. У самок оперение гораздо менее яркое, особенно на шее и подгрудке. Как у самцов, так и самок имеются серые прерывистые линии на оперении верхней части крыльев. Клюв длинный, прямой, на конце заострённый, имеет слегка зубчатые края. Лапы у змеешеек полностью перепончатые, короткие и расположены далеко в задней части туловища. Оперение намокает, подобно бакланам, и поэтому после погружения змеешейки широко расправляют крылья, чтобы дать им просохнуть. При полёте либо посадке издают щёлкающие или стрекочущие звуки. При выведении потомства взрослые птицы иногда издают каркающие либо шипящие звуки. Змеешейки морфологически и экологически близки к бакланам, но отличаются от них рядом анатомических особенностей.Anhinga Brisson, 1760 = Змеешейки, анхинги

Распространение

Змеешейки распространены в экваториальном, тропическом и субтропическом поясах Земли. Обитают в пресных либо солоноватых водоёмах: озёрах, реках, болотах, лиманах, лагунах и бухтах. Собираются в стаи до 100 птиц, но во время выведения потомства чётко придерживаются своего индивидуального участка. Большинство ведут оседлый образ жизни, и только популяции на концах ареала являются перелётными. Вид индийская змеешейка (Anhinga melanogaster) находится под угрозой исчезновения [1]. Основными причинами снижения популяции называют уничтожение природных мест обитания и другую хозяйственную деятельность человека.

Питание

Змеешейки в основном питаются рыбой. Свой длинный острый клюв используют для прокалывания рыбы подобно гарпуну. Специальный сустав между восьмым и девятым позвонками позволяет им резко выкидывать шею, что помогает при охоте за рыбой. Кроме того, змеешейки питаются земноводными (лягушки, тритоны), рептилиями (змеи, черепахи) и беспозвоночными (насекомые, креветки и моллюски). С помощью своих лап способны бесшумно передвигаться под водой и подкарауливать жертву из засады. После того как жертва схвачена, быстро выныривают, подбрасывают добычу вверх и глотают на лету.

Размножение

Змеешейки моногамны, то есть живут парами во время брачного сезона. Во это время их небольшой горловой мешок меняет свою окраску с розового или жёлтого на чёрную, а кожа на голове становится бирюзовой (до этого жёлтатя или жёлто-серая).

Скрещивание может быть как сезонным, так и круглогодичным в зависимости от района обитания. Гнёзда, состоящие их веточек, строятся на деревьях или в камышах, часто возле воды. Кладка состоит из 2-6 яиц (обычно четырёх) бледно-зелёного цвета. Инкубационный период составляет 25-30 дней. Птенцы появляются асинхронно, без оперения и беспомощные. Как самец, так и самка ухаживают за потомством. Половая зрелость наступает через два года. Живут эти птицы около 9 лет.Вымершие виды из Маврикия (A. nana) и Австралии (A. parva) известны только по найденым останкам костей. Змеешейки известны с периода раннего миоцена. Ранее большое биологическое разнообразие доисторических видов этих птиц наблюдалось в Америке.

В «Жизни животных» у Брема, да и во многих других книгах, можно прочесть, что змеешейки — неподражаемые пловцы, уступающие в скорости передвижения под водой разве что пингвинам и нисколько не отстающие от бакланов. Судя по наблюдениям у себя во Франкфурте, мы этого не заметили. Скорей можно сказать, что они продвигаются вперед без особой поспешности» (Бернгард Гржимек).

Когда анхинга, она же змеешейка, плывет, выставив из воды лишь длинную шею с маленькой головой, изгибая ее вправо-влево, то похожа на водяную змею. В воду птица погружается тихо и бесшумно, ныряет без броска и всплеска. Рыбу не распугивает. Подплывает незаметно и, пружиной разгибая длинную шею, пронзает рыбу клювом, как кинжалом. Хватает ее мелко зазубренным клювом и всплывает. Кидает рыбу вверх и снова ловит в раскрытый клюв, рыба вниз головой входит в птичью глотку.

Потом долго сушит перья где-нибудь на суку или на спине у бегемота, раскинув, как баклан, крылья: похожи тогда анхинги «на орлов, изображенных на гербах». Затем парит в небе, легко и элегантно, спиралью набирая высоту и планируя вниз.

Гнездо из веток строит самка на дереве, полузатопленном водой, или на суках, склоненных чад рекой, реже на земле в камышах. Но место для гнезда выбирает самец. Невесту он зазывает «игрой крыльев», как и баклан. Самец приносит прутики и ветки с листвой, самка строит из них гнездо. Яйца, 3—5, насиживают месяц и птенцов выкармливают вместе. Птенцы, еще не оперенные, при тревоге, как юные гоацины, вылезают из гнезда и прячутся в листве. Потом возвращаются в гнездо.

Два вида змеешеек: американская анхингэ (пресные воды крайнего юга США, Центральной и Южной Америки, до Северной Аргентины) и анхинга Старого Света, или индийская (Африка к югу от Сахары, Индия, Индокитай, Индонезия и Австралия).

Живут индийские анхинги и в небольшом районе у границ Турции и Сирии, отделенные от ближайших поселений своих сородичей широкими просторами степей и гор.

«Она двигалась волнообразно, низко над самой водой. Растянувшись широким фронтом, она медленно ползла вперед. Прошло дозольно много времени, пока мне удалось понять, в чем дело. Оказывается, для рыбной ловли тысячи, даже, может быть, десятки тысяч змеешеек собираются в стаю длиной в сотню или несколько сот метров, продвигаясь вперед над водой и под нею следующим образом: передние ныряют, задние перелетают вперед, а вынырнувшие сзади снова по воздуху перегоняют нырнувших» (Оскар Хейнрот).

У перуанских берегов лежат крохотные островки, на которые, сколько помнят местные люди, еще ни одна капля дождя не упала, и потому на них ничего не растет. Однако каждый метр их сухого побережья стоит дороже любой самой плодородной земли.

Еще инки оценили эти острова: закон охранял их и наказывал смертью каждого, кто приходил сюда, когда размножаются птицы. Гуано — вот что охраняли! И его производителей: бакланов, пеликанов, олуш.

Примерно 35 миллионов этих птиц гнездится сейчас здесь. (На одном лишь острове Дон Мартин площадью 16 гектаров — больше миллиона бакланов!)

После того как испанцы уничтожили культуру инков, о гуано надолго забыли. Но в 1840 году немецкий химик Либих установил, что лучшего удобрения природа не знает: в гуано азота, например, в 33 раза больше, чем в обычном навозе. И началась «золотая лихорадка» гуано! За несколько лет у берегов Перу добыли 12 миллионов тонн! А всего 32 миллиона тонн. Толщина первоначальных залежей достигала 30 метров! На деньги, вырученные за экспорт гуано, перуанцы смогли построить железную дорогу через высочайшие в мире горы, финансировалось рыболовство и другие доходные предприятия. И вдруг, казалось, неисчерпаемые кладовые природного удобрения истощились.

С 1909 года острова взяты под охрану, вооруженные сторожа не пускают на них людей без особого разрешения «Компании управления гуано». Судам, проходящим мимо, запрещено гудеть, чтобы не беспокоили птиц, самолетам — пролетать ниже 500 метров. Берега отделены метровыми заборами: чтобы ветер и волны не смывали гуано. Собирают его в апреле — августе, раз в два года и только когда птицы вывели птенцов.

Добыча в пятидесятые годы уже достигла 250 тысяч тонн. Экспорт гуано ограничен: почти все идет на нужды сельского хозяйства Перу. (Хлопок, удобренный гуано, дает урожай до 320 центнеров с гектара, а без него в Луизиане — лишь 55, в Египте — 70.)

Подсчитано, что местные бакланы и олуши съедают в год 5,5 миллиона тонн рыбы, в основном анчоусов, а производят лишь 200 тысяч тонн гуано (в сухом весе), значительная часть которого теряется в море. Чтобы эти потери сократить, строят в море плавающие на якорях платформы. Опыт Южной Африки и США показал: отдыхая на них, птицы оставляют много ценного помета.