Северная (обыкновенная) олуша, жаннита. Вид: Sula bassana (=Morus bassanus Linnaeus, 1758) = Северная (обыкновенная) олуша (жаннита)

Вид: Sula bassana (=Morus bassanus) = Северная олуша

Северная (обыкновенная) олуша или жаннита — крупная морская птица, распространённая в Северной Атлантике. Это наиболее северный вид в семействе и единственный, который встречается в Европе. Северная олуша, как правило, образует большие колонии из нескольких тысяч пар и гнездится на обрывистых скалистых берегах небольших островов.

Основные места гнездовий в Северной Атлантике находятся главным образом в промежутке между 48-ой и 66-ой параллелями на востоке и 46-ой и 50-ой параллелями на западе. Северная олуша гнездится на обрывистых скалистых берегах и островах, а основные места гнездовий расположены вдоль течения Гольфстрим, а также в заливе Святого Лаврентия вдоль побережья Канады и восточных берегов Исландии. Температура воды в верхних слоях в летнее время в районах гнездовий обычно составляет 10—15 °C, что является оптимальным условием для ряда видов рыбы, которыми питаются олуши.

В настоящее время известны около 45 колоний северной олуши, из которых самая большая насчитывает более 100 тыс. особей и расположена на острове Бонавантюр в Квебеке. В Европе наиболее крупные гнездовья находятся на небольших вулканческих островах Борерэй в архипелаге Сент-Килда  (60 тыс.)и Басс-Рок в Шотландии (48 тыс). Именно от названия острова Борерэй птица и получила своё латинское видовое название bassanus. Крупные колонии олушей зарегистрированы также на Ньюфаундленде, Фарерских, Шетландских, Оркнейских, Гебридских островах, у берегов Ирландии, Великобритании и северо-западной Франции. Самая северная гнездовая колония находится на Птичьем острове (норв. Storstappen, 71°8’32"N 25°20’14"E) в заполярной Норвегии. Единственная колония олушей, состоящая примерно из 145 пар, зарегистрирована в России на острове Харлов на территории Кандалашского заповедника. А единичные залёты северных олушей вдоль северного побережья России известны вплоть до Урала.

Северная олуша - умелый ныряльщик, чему способствует хорошая адаптация внешних и внутренних органов. У нее обтекаемое тело в форме сигары, длинные узкие крылья, тонкий клюв с зубцами, ноги с плавательными перепонками, заросшие внешние ноздри и дополнительные внутренние ноздри с перепонкой. Поэтому северная олуша занимает достаточно специфичную экологическую нишу, в которой конкурирует лишь с немногими видами птиц. Северная олуша ныряет с большой высоты на глубину в несколько метров, где охотится на жирную атлантическую сельдь, скумбрию, европейский шпрот, песчанку и некоторые другие виды рыб.

Северная олуша, как наиболее крупный представитель семейства, имеет длину тела 87—100 см, размах крыльев 165—180 см, массу 2300—3600 г. Она размером примерно с гуся. При этом самцы и самки ни по размеру, ни по окрасу друг от друга не отличаются. Окраска оперения взрослых птиц почти полностью чисто-белая, за исключением буровато-чёрных первостепенных маховых и кроющих кистей. На голове и боках шеи иногда присутствует небольшой желтовато-сливочный налёт, который в зависимости от времени года может быть как более светлым, так и более тёмным. У некоторых птиц такой налёт отсутствует вовсе.

У северной олуши глаза сдвинуты вперёд и имеют голубую радужину. Вокруг глаза располагается синее кольцо неоперённой кожи, уздечка и подбородок чёрные. Клюв голубовато-сероватого цвета, длинный, конической формы, слегка загнутый на конце. В передней части клюва имеются острые зубцы, которыми птица захватывает добычу. Ноги северной олуши жёлто-зёленого цвета.

Перья северной олуши, как и у большинства морских птиц, обладают водоотталкивающей структурой, что позволяет ей находится под водой длительное время. Олуши также обильно смазывают свои перья жировой смазкой, которая вырабатывается копчиковой железой.

Молодые птицы в первый год жизни полностью тёмно-бурые, однако затем с каждой линькой приобретают всё больше белых перьев и окончательно приобретают взрослый вид только к пяти годам. Клюв также имеет коричневатую окраску. Птенцы появляются без пуха и покрыты лишь шиферно-чёрной кожей.

Читать дальше: Северная (обыкновенная) олуша (жаннита)