Поведение обыкновенного филина. Обыкновенный филин. Филин.Филины. Род: Bubo Dumeril = Филины. Нормальные [настоящие] совы. Совы, совообразные:Отряд: Striges, или Strigiformes = Совы, совообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Поведение обыкновенного филина

Вид: Bubo bubo Linnaeus = Обыкновенный филин

Читать : Обыкновенный филин

ФотоНаблюдения за поведением филина в Живом уголке заповедника "Столбы"

Наблюдения проводились с 12 марта по 11 апреля 1998 года за 8 филинами, содержавшимися в трех вольерах в течение 152 часов, из них 112 – в темное время суток и 40 – днем. В первой клетке находились две самки, в возрасте около 4 и 25 лет. Во второй – самец (возраст неизвестен) и самка в возрасте около 6 лет. В третьей – пара взрослых (возраст неизвестен), неоднократно размножавшихся птиц и два молодых самца в возрасте около года, являющиеся потомками этой пары. Звуковые сигналы во время токования записывались на аудиопленку. Всего получено 22 часа аудиозаписи, которая обработана в лабораторных условиях. Визуальные наблюдения фиксировались по времени, осуществлялась фотосьемка.

На момент наблюдений температура воздуха ночью не опускалась ниже 7 – 8°С., за исключением 15 – 16 марта (заморозок до –21°С). Три птицы из восьми – два самца и одна самка активно токовали. Голосовая активность в течение суток начиналась с заходом солнца – около 18 – 19 часов, в пасмурные дни несколько раньше. Максимально активное пение начиналось с наступлением темноты (около 20 часов) и продолжалось до 22 – 23 часов, после чего наступало затишье. Второй период активности наблюдался с 3 до 4 – 4.30 часов, а последний, самый короткий за 30 – 40 минут перед рассветом. В первой половине ночи также наблюдался короткий перерыв на время кормления. Второй и предутренний периоды активности были заметно короче того, который начинался в первой половине ночи. Во время активного пения птицы издавали 5 – 6 позывок в минуту, а в конце периода вокализации частота сигналов уменьшалась до 2 – 4. Четкое разделение активности на периоды были выражены не всегда, поскольку зависели от погоды и других факторов.

Облачность и умеренный ветер не влияли на активность пения, тогда как при снижении температуры воздуха до – 21°С., 15 и 16 марта филины не токовали.

Длительность токования в течение сезона зависит от брачного состояния, пола и возраста. Раньше всех закончил токовать взрослый самец, находившийся в паре с самкой. Его активность уменьшалась по мере того, как самка все большее время проводила в гнезде. Одновременно со снижением активности пения учащались спаривания – за ночь до 2 – 3 раз. Дольше токовали холостые – самец и самка, находившиеся в разных клетках. Молодые птицы не участвовали в пении.

В первой половине дня, до 14 – 15 часов, филины спали. После этого времени наблюдались перемещения по клетке, чистка оперения. Между особями, находившимися в брачных отношениях, наблюдалось ухаживание, при чем его инициатором была самка. Находившиеся на жерди в неподвижном состоянии птицы сближались и 6 – 7 секунд соприкасались клювами.

Спаривания происходили на земле, в темное время суток. После токования самца в течение 20 – 40 минут обе птицы, сначала самка, затем самец слетали на землю, после чего между ними происходила перекличка. Она длилась около 10 – 15 секунд и представляла собой поочередную вокализацию. Голос самца был представлен коротким двухсложным звуком, похожим на обычный видовой, призывный крик, но с ударением на второй слог – «у-у». Голос самки звучал, как односложное, протяжное «у-у-у...». В конце переклички голосовые реакции обоих птиц изменялись. Самец переходил на «хохот», который можно передать как частое: «ху-ху-ху-ху...», а самка одновременно с ним издавала относительно короткие отрывистые звуки: «ух..у..у..у..». Первая часть переклички происходила около 10 секунд, вторая меньше. По окончании переклички происходило непосредственно спаривание, длительностью 5 – 6 секунд, сопровождавшееся громким сипящим свистом самки. Этот ритуал растягивался по времени и иногда не переходил в спаривание, а иногда оно происходило 2 – 3 раза подряд. За период наблюдений птицы дважды спаривались во второй половине дня, но без сопутствующей вокализации.

Видовые призывные крики во время токования издавались как в вертикальной, так и в горизонтальной позе. Вне периодов пения филины проявляли исследовательскую активность – делали лоцирующие движения, перемещались внутри вольеры.

Отмечались и другие голосовые реакции. Крик тревоги издавался самкой и представлял собой отрывистый, короткий, скрипящий звук. В ночное время, самки, находясь в гнездовом ящике, подолгу – 10 – 15 минут издавали короткие щебечущие звуки, напоминающие воробьиные.

Отношения между особями в каждой из вольер были различными. В первой клетке между двумя самками наблюдались столкновения. Старая, активно токовавшая самка, несмотря на сломанное крыло, время от времени преследовала молодую.

В другой вольере находились самец и самка. В начале периода токования (первая декада марта) эти птицы вели себя относительно осторожно, и какие-либо отношения между ними не наблюдалось. Однако отмечалось, что самка изгоняла самца, активно участвовавшего в токовании и пытавшегося ухаживать за ней. В разгар периода токования (вторая декада марта) в этой клетке отмечались звуки, которые свидетельствовали о спариваниях между ними.

Отношения в третьей вольере были более сложными. Молодые птицы не принимали участия в пении, но когда одна из них издавала видовые призывные крики, видимо пытаясь, подключится к токованию, немедленно подвергалась преследованию старым самцом. В другое время они уживались без столкновений. В отношениях самца и самки отмечалось доминирование последней в ряде ситуаций.

Наблюдались подлеты к территории живого уголка дикого филина. При этом он непродолжительное время отзывался в ответ на токовые сигналы вольерных птиц, но вскоре улетал.

В результате проведенных наблюдений были получены сведения о поведении филина в период токования. Репродуктивная активность птиц, содержавшихся в вольерах, находилась в зависимости от длины светового дня и повышения среднесуточной температуры. Токование холостых птиц более растянуто, чем у тех, что находились в брачных отношениях. Присутствие взрослых птиц подавляло внешнее проявление репродуктивной активности молодых филинов.

Токование в течение суток происходило с перерывами и носило периодический характер. Периоды голосовой активности разных птиц часто не совпадали.

http://www.stolby.ru/advert/  Екимов Е.В. Красноярский государственный педагогический университет