Страус африканский, страусообразные:Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Struthio camelus = (Африканский) страус

Вид: Struthio camelus Linnaeus, 1758 = (Африканский) страус

Читать очерки об африканском страусе :[1];[2]

Африканский страус

Африканский страус поражает своей величиной, так как он намного крупнее всех других современных птиц. Высота африканского страуса, измеренного до темени, составляет 250-270 см, при весе в природе 70-90 кг, но чаще, около 50 кг. Телосложение страуса плотное, шея длинная, голова небольшая и уплощенная, клюв не очень крупный, но широкий. Шея африканского страуса на всем протяжении покрыта не перьями а коротким пухом. Часть ног видна снаружи и тоже не оперена. У самца страуса цвет оперения черный, маховые и рулевые перья белые, причем у страуса имеется большое количество маховых, из которых 16 первостепенных, а 20-23 второстепенных. Рулевых перьев у страуса 50-60. Самка страуса по размеру мельче самца а ее оперенье окрашене однообразно в серовато-бурые тона. В пределах ареала страус образует несколько подвидов, которые между собой различаются размерами, а также цветом кожи на шее, которая может быть синей, красной или серой, а также некоторыми чертами биологии, и в частности, числом яиц в кладке, наличием или отсутствием в гнезде подстилки, микроскопическим строением скорлупы яйца. Ареал распространения страуса занимает в основном сухие безлесных регионы Африканского континента.

В историческое время, даже еще в первые два десятилетия XX века, африканские страусы водились также в Сирийской пустыне и на севере Аравийской пустыни. В еще более древние времена, в плейстоцене и плиоцене они встречались даже на юге современной Украины, в Казахстане и Центральной Азии.

Изображение страуса сохранились на одной могиле китайского императора династии Хань, страусы упоминаются и в древней китайской энциклопедии. Таким образом, на территории Китая страусы жили до I-II века нашей эры, пока там не были выбиты окончательно.

Интересно выяснение семейных отношений у страуса. В старых научных руководствах страусу приписывали моногамию, однако в настоящее время большинство натуралистов придерживаются мнения о полигамности этого вида, хотя птенцов нередко водят два родителя, как самец, так и самка. В природе страусов чаще всего можно встретить небольшими группами по 3-5 птиц, при этом в группе самец один, а остальные - самки. Во внегнездовой период страусы нередко собираются стадами численностью до 20-30 птиц, а неполовозрелыхптицц можно встретить в Южной Африке и по 50-100 особей.

Страусиное яйцо

С наступлением брачного сезона, когда приходит время размножения, самец начинает очень своеобразно токовать. Токующая птица садится на ноги, при этом ритмично бьет(взмахивает) крыльями, запрокидывает голову назад и трется затылком о перья на спине. В это время у самца от возбуждения, шея и ноги становятся ярко-красными, после чего самец большими шагами мчится вслед за убегающей самкой. Защищая свою территорию от противников, самцы иногда издают рычащие звуки, подобно львам. Для этого они набирают полный зоб воздуха и с силой проталкивают его в пищевод, при этом голая шея раздувается, как баллон, и в результате слышен громкий звук, напоминающий глухой рев.

Практически вся забота о будущем потомстве лежит на самце страуса. В начале, он выскребает лапами в песке плоскую гнездовую ямку, куда несколько самок позже откладывают яйца. При этом самки обычно кладут яйца буквально под нос сидящего на гнезде самца, а он уже сам закатывает яйцо под себя. Однако из-за того, что в последние десятилетия, из-за коммерческого отстрела самцов из-за их перьев, их стало меньше почти на порядок, чем самок, последние подкладывают в гнездо к самцу уже столько яиц, что он не в состоянии прикрыть их своим телом и инкубировать. Из-за этого, большая часть кладки яиц погибает.

Если в Северной Африке в гнезде страуса обычно содержится 15—20 яиц, то на юге материка — их 30, а в Восточной Африке можно встретить кладки даже с 50—60 яйцами. Это, по-видимому, продукция не менее чем 5 самок, так как каждая самка откладывает за этот период 7—9 яиц. Самки откладывают яйца в среднем раз в 2 дня, а вес яйца колеблется от 1,5 до 2 кг (что примерно составляет массе 25—35 куриных яиц). У страусиных яиц скорлупа очень толстая, по виду напоминает черепки посуды. Длина одного яйца около 150 мм, цвет - соломенно-желтый, иногда бывает практически белый или слегка более темный. Структура скорлупы может быть блестящей, гладкой, хотя у некоторых подвидов она пористая.

Яйца самец обычно насиживает ночью, в то время как самка сидит на них днем, но далеко не весь день. Нередко днем яйца страусов обогреваются ласковыми лучами солнца. Длительность насиживания обычно составляет 42 дня, иногда несколько больше. Птенцы в течение первых двух месяцев жизни покрыты буроватыми жесткими щетинкоподобными дерьями, затем одеваются в наряд, сходный с нарядом самки. Способными к размножению они становятся на 3-м году жизни. Любопытно, что яйца страусов, когда они остаются без присмотра со стороны взрослых птиц, становятся иногда добычей хищников, в частности шакалов, а также птиц-падальников. Стервятники, например, берут в клюв камень и бросают его на яйцо до тех пор, пока не разобьют. Иногда птенцов ловят львы. Страусов часто можно видеть в одном стаде с зебрами и разными видами антилоп. Обладая необыкновенной остротой зрения и будучи очень осторожными, страусы служат для четвероногих животных как бы сторожами. В случае опасности они стремительно бегут, делая шаги в 4—5 м и развивая скорость до 70 км/час. Догнать их на лошади практически невозможно. Рассерженный, защищающийся страус опасен для человека.

Страусы питаются преимущественно растительной пищей — травой, листьями, плодами, причем последние могут иметь очень твердую оболочку. Кроме того, страусы поедают различных мелких зверьков, птичек, ящериц и насекомых. В желудке страуса можно найти камни, и даже металлические предметы. Во время гражданской войны был случай, когда в Аскании-Нова страус выхватил из рукава у неосторожно подошедшего к нему красноармейца военное донесение и немедленно проглотил его. Жюль Верн писал в одном из своих романов о страусе, проглотившем алмаз. Страусы могут длительное время обходиться без воды, но при случае охотно пьют и любят купаться. Долгое время страусов преследовали из-за их маховых и рулевых перьев, которые после соответствующей обработки шли на украшение дамских шляп и на веера. В 1840 году из Южной Африки, например, вывезли 1000 кг страусовых перьев, в 1910 году — уже 370 000 кг, и, если бы страусов не стали разводить в неволе на фермах, они были бы теперь уже полностью истреблены. Что касается стоимости этого промысла, то в 1875 году из нынешней территории ОАЭ (где теперь страусов нет) вывезли страусовых перьев на 2325 тысяч рублей, а из тогдашней Капской колонии — на 2139 тысяч. Известно, что убегающий страус вдруг исчезает из глаз наблюдателя потому, что ложится, прижимаясь к земле и вытянув шею. Это, вероятно, и послужило поводом к рассказам, что напуганный страус прячет голову в песок. Если к такой затаившейся птице приблизиться, она мгновенно вскакивает и стремглав убегает.