Гриф, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, пит

Род: Accipiter = Ястреба

Вид: Accipiter nisus = Ястреб-перепелятник

Род: Accipiter Brisson, 1760 = Ястреба

Небольшой ястреб размером примерно с голубя (Columba livia). Очень похож на тетеревятника (Accipiter gentilis), но гораздо мельче. Хвост длинный, узкий в основании и прямо обрезанный на конце, с 3-4 полосами. На затылке беловатое пятно, более яркое у молодых. Бровь белая. Глаза ярко-желтые. Лапы желтые. Самец сверху серый или сизый с белыми пятнами на шее, снизу беловатый с бурым или рыжеватым поперечным рисунком. Щеки рыжие.

Самка крупнее самца, бурая сверху и беловатая с темно-бурым поперечным рисунком снизу.

Вес самцов - 0,10-0,22 кг, самок - 0,18-0,34 кг, длина - 28-41 см, крыло самцов - 19,6-21,2 см, самок - 23,1-25,6 см, размах - 55-78 см.

Молодые рыжевато-бурые сверху, с охристыми вершинами перьев, снизу белые с бурым рисунком продольным на груди и поперечным на брюхе. Горло с продольными бурыми пестринами. Глаза бледно-желтые.

Пуховые птенцы белые шелковистые, с кольцом из темного пуха вокруг глаз, во втором наряде часто с охристым налетом.

Полет быстрый, маневренный - своеобразное чередование серии взмахов и скольжения. В полете снизу характерна поперечная полосатость (4-5 бурых полос по белому фону на крыле и 3-4 полосы на хвосте), рыжая у самцов. Фото

В полете от тетеревятника (Accipiter gentilis) отличается мелкими размерами (крупная самка может быть спутана с мелким самцом тетеревятника, тогда следует обращать внимание на хвост, который узок в основании и прямо обрезан, в отличие от более широкого в основании и закругленного хвоста у тетеревятника), от тювика (Accipiter brevipes) - более широкими крыльями с выраженной полосатостью (у тювика испод крыла светлый без полос с черными концами первостепенных маховых) и отсутствием черной полосы поперек горла, при ближайшем рассмотрении желтыми глазами с контрастирующим черным зрачком (у тювика они кажутся темными, имея красно-бурую окраску, причем зрачок часто сливается с радужиной), от малого перепелятника (Accipiter virgatus) - более крупными размерами, более светлой окраской, более яркой полосатостью по низу крыла, отсутствием черной полосы поперек горла (самцы перепелятника отличаются четкими поперечными пестринами на брюхе, не сливающимися в сплошной рыжий фон как у малого перепелятника). В полете легко может быть спутан с тювиком и малым перепелятником, и нужен достаточный опыт для разделения этих видов при наблюдении издалека, чем не могут похвастаться даже многие опытные орнитологи.

Голос - громкое и быстрое "ки-ки-ки", более звонкое и быстрое и менее громкое, чем у тетеревятника (Accipiter gentilis), брачный крик самца - "ки-кью-кью-кью".

Читать дальше: Ястреб-перепелятник