Европейский тювик , Вид: Accipiter brevipes (Severtzov, 1850) = Европейский тювик , ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные

Вид: Accipiter brevipes = Европейский тювик

Вид: Accipiter brevipes (Severtzov, 1850) = Европейский тювик

Небольшой ястреб размером с голубя (Columba livia) или чуть крупнее. Глаза темные, похожие на таковые соколов, но при близком рассмотрении красновато-бурые (зрачок почти сливается с общим фоном радужины). Бровь светлая, но выражена слабо. Центральные рулевые сверху без темных полос, в то время как на крайних рулевых сверху полосы имеются (5-7 полос). Концы первостепенных маховых черные. Самец сверху голубовато-серый, снизу рыжеватый с белым поперечным рисунком (полосы рыжего и белого цвета одинаковой ширины). Щеки темно-серые (не рыжеватые, как у перепелятника). Горло белое. Испод крыльев светлый, почти белый с четко контрастирующими черными концами крыльев.

Самка сверху буроватая, снизу беловатая с темными полосками бурой или темно-рыжей окраски. На светлом горле темная продольная полоса. Испод крыльев светлый, с неяркими бурыми пестринами и четко контрастирующими черными концами крыльев.

Вес - 0,15-0,25 кг, длина - 32-38 см, крыло - 21,0-24,5 см, размах - 64-80 см.

Молодые похожи на самок. Сверху буроватые. Снизу белые с темными каплевидными пестринами (у перепелятников пестрины продольные и поперечные, узкие). Фото

Пуховые птенцы в белом пуху с палевым оттенком. Вокруг глаз кольцо из темного пуха отсутствует.

В полете похож на перепелятника (Accipiter nisus), но с более зауженным крылом (чем больше напоминает соколов) с черными концами первостепенных маховых, закругленным и более полосатым хвостом (полос около 5-7).

Голос слетков - протяжный звук, более похожий на свист "тюю-вик, тюю-вик…", беспокойство взрослых птиц - трескучее "кевек…"

Населяет степную и лесостепную зоны Европейской части России. На Урал и в Зауралье проникает только по пойме р.Урал.

Гнездится практически исключительно в пойменных лесах. Реже отдельные пары заселяют широколиственные колки на террасах или холмисто-увалистых водоразделах, часто близ озер и ключей. То есть наблюдается явное тяготение вида к увлажненным местообитаниям.

Излюбленными гнездовыми биотопами являются узкие ленты и острова тополей среди лугов в поймах рек степной зоны.

Гнезда тювик устраивает как на боковых ветвях у ствола, так и в развилках ствола, преимущественно на тополях, а также на ольхах, вязах, липах, черемухах и ивах. Высота расположения гнезд варьирует от 3 до 17 м, составляя обычно 11-15 м.

Гнездовая постройка рыхлая, сделанная из тонких веточек, часто зеленых, иногда перевитых травой. Размеры гнезд близки к таковым перепелятника: диаметр 30-50 см, в среднем 40 см, высота гнезда 10-35 см, в среднем 20 см, диаметр лотка 20-40 см, в среднем 30 см, глубина лотка 5-10 см, в среднем 8 см. Лоток обычно менее глубокий, чем в постройках перепелятника. Выстилка из коры и сухих и зеленых листьев деревьев, доминирующих в уреме, что отличает постройку от гнезда перепелятника, у которого зелень в лотке отсутствует. На краю гнезда всегда присутствуют зеленые веточки.

В кладке 3-5 белых (без пятен) яиц, к концу насиживания приобретающих желтоватый оттенок. Размер яиц: 37,0-45,0 х 28,0-34,9 мм, в среднем 40,87 х 32,45 мм.

Гнездо тювика с кладкой хорошо отличается от такового перепелятника (Accipiter nisus) наличием зелени и белыми без пигментации яйцами.

Поведение взрослых птиц у гнезда сходно с таковым перепелятника (Accipiter nisus).

Расстояние между гнездами разных пар в плотных группировках варьирует от 200 м до 2 км, составляя обычно около 1 км, в менее насыщенных местообитаниях - 2-7 км, в среднем 4 км, в субоптимальных - более 7 км.

Следы жизнедеятельности

Погадки по форме и размеру похожи на погадки перепелятника (Accipiter nisus), однако, их существенно отличает состав останков жертв, более близкий к таковым пустельги (Falco tinnunculus & F. naumanni). Тювик питается преимущественно пресмыкающимися, земноводными и насекомыми, причем прямокрылые и прыткие ящерицы в его питании явно доминируют и составляют основной фон содержимого погадки.

Методы выявления

Методы выявления схожи с таковыми перепелятника. Следует учитывать разницу в гнездопригодных биотопах, для выявления тювика планируя маршруты по поймам рек. Очень хорошие результаты дает сплав по небольшим речкам в конце июля - начале августа, когда слетки тювиков вылетают из гнезд. В этот период крики слетков слышны практически регулярно на достаточно большом расстоянии и локализация гнездовых территорий не составляет особого труда. В другие периоды поиск гнезд и учет птиц достаточно сложны.

http://ecoclub.nsu.ru автор И. Карякин