Бородач, ягнятник. Вид: Gypaetus barbatus (Linnaeus, 1758) = Бородач, ягнятник: биология, экология, размножение, поведение, пит

Вид: Gypaetus barbatus = Бородач, ягнятник

Вид: Gypaetus barbatus (Linnaeus, 1758) = Бородач, ягнятник

Читать : Грифовые, грифы Старого Света

Бородач - очень редкий вид, находящийся в настоящее время под угрозой исчезновения. Поэтому бородач или  ягнятник относится к видам I категории как исчезающий вид.

Длина крыла бородача - 75-90 см, общая длина тела около 1 м, а вес достигает 5,5-6,5 кг. Ареал на территории России занимает высокогорье Кавказа и Алтая. Мировой ареал вида охватывает горные пространства Южной Европы, Южной и Восточной Африки, Западной и Центральной Азии.

В России бородач гнездится только в западной и центральной частях северных склонов Большого Кавказа. В апреле 1962 г. пара бородачей встречена на южных склонах Западного Саяна, поэтому вполне возможно, что вид сохранился и на юго-восточном Алтае. Тем более, что о встречах бородача в этом районе сообщают и местные жители. А вот в Забайкалье бородач исчез окончательно еще в начале ХХ в.

Живет бородач в горах отдельными парами на значительном расстоянии одна от другой (редко ближе чем в 10 - 20 км). Гнезда устраивает на неприступных скалах. Важное условие гнездования - наличие достаточного количества основной пищи (павшие копытные животные). Ведет оседлый образ жизни: отдельные птицы и пары встречаются в местах гнездования или поблизости от них в любое время года.

Общая численность в России колеблется в пределах 10 - 20 гнездящихся пар. В Европе насчитывают 120 - 150 бородачей.

Падение численности бородачей связано с дефицитом корма в результате уменьшения числа горных копытных животных, а также с беспокойством, причиняемым охотниками и туристами. Часта гибель бородачей от выстрелов браконьеров, в капканах и от отравленных приманок.

После падения численности бородача в первой половине ХХ в. сейчас отмечается относительная ее стабилизация. Некоторые пары сейчас регистрируются на одних и тех же местах в течение ряда лет на Северном Кавказе и в Закавказье.

Добыча на территории России запрещена. Вид включен в Приложение II к Конвенции СИТЕС. Необходимо выявление мест гнездований и организация действенной охраны (учреждение заказников, объявление их "памятниками природы"). Нужно следить за строгим соблюдением природоохранного законодательства и ввести высокие штрафы за браконьерскую добычу. Как было показано в Пиренеях, положительный эффект дает регулярная подкормка на специально огороженных (от наземных хищников и падальщиков) площадках. Удачный опыт размножения в зоопарках позволяет приступить к формированию вольерного поголовья бородача.

Кратко:

БОРОДАЧ, или ЯГНЯТНИК (Gypaetus barbatus) распространен в горных местностях Южной Европы, Восточной и Южной Африки, Передней и Центральной Азии, на высотах примерно от 1500 до 3000 м, иногда и выше (в Гималаях отмечен на высотах более 7000 м). Оседлая птица, не встречающаяся на равнинах. Гнездо распологается в расщелинах скал или в пещерах; устроено оно из сучьев, слегка прикрытых сухой травой. В кладке 2 яйца, но развивается и выростает, как правило, только один птенец.

Кормится бородач главным образом падалью, в значительной мере костями, которые отлично перевариваются в его желудке. Бородач нападает также на больных и слабых животных, не пренебрегает свежей падалью. Ловит черепах, которых будто бы разбивает, бросая их с высоты на камни.