Луговой лунь. Вид: Circus pygargus (Linnaeus, 1758) = Луговой лунь. Лунь, Луни, Род: Circus Lacepede, 1799 = Луни, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: <a href="../0-dom/0-dom-pt3.html">Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные</a>: биолог

Вид: Circus pygargus = Луговой лунь

Вид: Circus pygargus (Linnaeus, 1758) = Луговой лунь

Внешний вид: Лунь среднего размера, характерного для представителей рода телосложения. Крылья кажутся острыми так как 3-е первостепенное маховое длиннее 2-го и 4-го, 4-е чуть короче 2-го или одинаковой с ним длины, 1-е больше 6-го или равно ему по длине (у других светлых луней оно меньше 6-го). Вырезка внутреннего опахала 1-го первостепенного махового пера выдается за вершины кроющих кисти на 2-3 см.

Самец сизо-серый, сверху с продольной черной полосой на крыльях, идущей по центру второстепенных маховых (снизу - две черные тонкие полосы), и рыжими, бурыми или красноватыми продольными пестринами по белому брюху и исподу крыльев. Концы крыльев черные (черного больше чем у других луней), у летящей птицы черный цвет имеет границу со светлым в виде угла, близкого к прямому, так как черный цвет отсутствует на 2-3 внутренних первостепенных махах, а крайние махи полностью черные. На хвосте явные поперечные полосы, кроме центральной пары рулевых, которые однотонно сизые. Надхвостье сизое или же белая полоса по надхвостью узкая. Глаза желтые. Фото

Самки похожи на самок полевого луня (Circus cyaneus), но отличаются более узким белым пятном на надхвостье с темными пестринами. На нижней стороне хвоста отчетливо видны 3 темные полосы, а 4-я скрыта кроющими хвоста, на верхней стороне хвоста - 4 полосы. Верх более светлый. Кроющие крыла сверху светлее, чем маховые, за счет охристых каемок по вершинам перьев. На второстепенных маховых сверху две продольные темно-бурые полосы - краевая и центральная. На нижней стороне крыла по светлому полю маховых три отчетливые продольные темные полосы, причем в отличие от самок полевого луня расстояние между ними неодинаковое (расстояние между краевой и центральной полосой шире, чем между центральной и внутренней, идущей по основаниям маховых). Окраска полос нижней части маховых идентична окраске пестрин на нижних кроющих крыла (у самок полевого луня пестрины рыжее, чем полосы). В целом нижняя сторона тела имеет буроватый или серо-бурый фон, с обильными темными охристо-бурыми пестринами. Лицевой диск светлый, вокруг глаза нет черного ободка (имеется лишь легкий буроватый налет), белый обод на щеке широкий и смыкается за глазом со светлой бровью, на ухе темное пятно, не доходящее до клюва, светлого "ошейника" замыкающего лицевой диск нет. Глаза желтые. Фото

Вес самцов - 0,20-0,35 кг, самок - 0,35-0,50 кг, длина - 41-52 см, крыло самцов - 34,6-39,3 см, самок - 35,5-39,3 см, размах - 96-122 см.

Молодые снизу однотонно-рыжие (более темные и яркие чем степные луни Circus macrourus), голова, затылок, верх шеи и плечи рыжие, остальной верх темно-бурый с тонкими рыжими каймами по вершинам перьев (кроющих и маховых). Лицевой диск не окаймлен светлым "ошейником", через глаз идет темно-бурая полоса, разделяющая белую бровь и белый обод щеки под глазом, смыкающаяся с широким темно-бурым пятном, идущим от уха к клюву, обрамляющим снизу белый обод щеки. Полувзрослые самцы похожи на взрослых, но с множеством редких рыжих продольных пестрин по всему телу, включая верх крыльев. Полувзрослые самки похожи на взрослых, но с множеством рыжих перьев на нижней части тела и более темным верхом. Глаза у птенцов в гнездовом наряде серые. У молодых самок желтовато-бурые, самцов - серовато-бурые.

Пуховые птенцы практически неотличимы от таковых полевых луней.

В полете крылья кажутся более узкими, чем у полевого луня (Circus сyaneus), но более разлапистыми, чем у степного.

Самцы от самцов болотного луня (Circus aeruginosus) отличаются светлой окраской, от полевого (Circus cyaneus) и степного луней (Circus macrourus) отличаются более темной сизой окраской тела, продольной полосой на крыльях, продольными полосами на брюхе, от самца полевого луня (Circus cyaneus) - менее ярким надхвостьем, наиболее длинным 3-м первостепенным махом, значительно более коротким, чем 2-й 5-м махом, от самцов степного луня (Circus macrourus) - большей чем у 2-го длиной 4-го первостепенного маха, большей чем у 6-го длиной 1-го первостепенного маха.

Самки отличаются от самок светлых луней отсутствием светлого "ошейника" на лицевом диске, формулой крыла, количеством полос на нижней части хвоста (у луговых луней их 3 четких и 4-я скрытая кроющими, у других - 2 четких и одна скрытая кроющими).

Молодые наиболее рыжие из всех светлых луней, отличаются отсутствием светлого "ошейника" на лицевом диске. От самок отличаются однотонно рыжим без пестрин низом.

Крики слетков - гнусавые свисты, самка при беспокойстве издает двухсложный гнусавый крик "ки-ки ….. ки-ки…..", брачные крики самца - меодичный свист "кьюв …кьюв…."

Местообитания

В отличие от полевого луня (Circus cyaneus), луговой более степной вид, приуроченный к обширным открытым пространствам, часто более влажным, особенно в лесной зоне. В степной и лесостепной зонах - наиболее массовый из светлых луней.

У лугового луня нет четкой привязанности к определенному типу биотопа, как у полевого (вырубка) или степного и болотного (влажный биотоп) луней. Гнездится он в самых разнообразных местах, но только в довольно крупных открытых. Главное, чтобы вокруг гнезда был густой и высокий травостой (тростник, крапива) или кустарники (карагана, спирея), хотя последним отдается предпочтение.

В степной и лесостепной зонах луговой лунь достаточно равномерно гнездится по тростникам во влажных понижениях, кустарниках по склонам холмов и балок, в целинной степи, на огородах брошенных населенных пунктов и развалинах летних лагерей скота, заросших травостоем вырубках среди колков, молодых лесопосадках.

В лесной и горно-лесной зонах гнездится, как правило, в кустарниках по поймам рек, на вырубках и пустырях на месте брошенных деревень, реже в тростниках на верховых и переходных болотах, горных лугах и криволесьях, причем последнее характерно лишь для Урала. В горах Южной Сибири луговой лунь гнездится практически исключительно в степных котловинах, далеко в лесную зону, а тем более в горы не проникая.

Гнезда

Как правило, гнездо лугового луня находится среди крупного открытого пространства и устраивается обычно в сухих зарослях кустарников или же в высокой траве, часто на болотистых местах (в отличие от болотного луня по периферии озер и в удалении от открытой воды) среди более или менее сухих зарослей тростника. При гнездовании на вырубках в лесной зоне, расстояние от гнезда до крупного открытого пространства составляет обычно не более 50 м.

Внешний вид гнезда может сильно изменяться, в зависимости от увлажнения грунта и иных условий. Гнезда, устроенные на сухой почве в сухих степях имеют вид ямки диаметром 10-20 см и глубиной 1-5 см, выложенной сухой травой. Часто по краю ямки бывают рыхло набросаны грубые стебли трав. На увлажненной почве или же в кустарниках в лесостепи луни строят рыхлые сооружения из тонких веточек и грубых стеблей трав (тростник, полынь, лебеда). Лоток выкладывают более мягкими травинками. Размер таких гнезд: диаметр - 25-80 см, в среднем 30 см, высота - 5-30 см, в среднем 10 см, диаметр лотка - 10-20 см, в среднем 15 см, глубина лотка - 2-5 см, в среднем 3 см. Более массивные постройки, естественно, принадлежат птицам, гнездящимся во влажных биотопах.

В кладке 3-5 яиц, редко 6 яиц. Окраска яиц белая, очень редко (значительно реже, чем у полевого луня) с дисперсно разбросанными по фону охристыми или буроватыми крапинами. Размер яиц: 36,0-47,0 х 29,9-37,0 мм, в среднем 40,01 х 32,34 мм.

При беспокойстве на гнезде луговые луни летают вокруг нарушителя с криками, лишь иногда имитируя атаку на почтительном расстоянии, в отличие от полевых луней. В общем, ведут себя значительно менее агрессивно.

Для лугового луня характерны концентрированные гнездовые поселения из нескольких пар в 50-100 м друг от друга. Расстояние между гнездами разных пар в плотных гнездовых группировках варьирует от 100 до 1000 м, составляя обычно 400-600 м, в менее насыщенных местообитаниях - от 1 до 5 км.

Следы жизнедеятельности

Погадки похожи на таковые полевого луня (Circus сyaneus) и в ряде случаев неотличимы. Обычно размер погадок мельче и составляет у взрослых птиц 4,5-5,0 х 2,0-2,5 см. Они более плотные на ощупь. Перья птиц перевариваются в желудке и в погадке все они однотипны - темно-серого цвета (в отличие от светло-серых у полевого луня).

Следы похожи на следы предыдущего вида, но мельче - 7,4-7,6 х 4,2-4,5 см.

Методы учета и выявления аналогичны таковым полевого луня (Circus сyaneus).

Для максимально полного учета птиц следует планировать маршруты по более открытым местообитаниям.

При поиске гнезд не столь актуальна высота точки наблюдения (она может быть не очень большой, так как обычно ничто не мешает регистрировать достаточно точно места подъема птиц с гнезда), сколько актуальна ширина обзора. В связи с тем, что большинство гнезд луговых луней располагается в достаточно локальных участках зарослей, в хорошо просматриваемой местности, их обнаруживать гораздо легче, чем таковые других луней. Очень хорошие результаты дает быстрый рывок с края зарослей к предполагаемому гнезду, в ходе которого птица просто не успевает отойти от гнезда и вылетает прямо из под ног. В противном случае на поиск гнезда затрачивается гораздо большее время, если оно ищется в период кладки.

автор И. Карякин http://ecoclub.nsu.ru