Орлан-белохвост, белохвостый орлан.Вид: Haliaeetus albicilla (Linnaeus, 1758) = Орлан-белохвост, белохвостый орлан. Орланы. Орлан. Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы. Гриф, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообраз

Вид: Haliaeetus albicilla = Орлан-белохвост, белохвостый орлан

Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные

Семейство: Accipitridae = Ястребиные

Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы

Род: Haliaeetus Savigny, 1809 = Орланы

Вид: Haliaeetus albicilla (Linnaeus, 1758) = Орлан-белохвост, белохвостый орлан

Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы

Внешний вид. Бурый с более светлой брюшной стороной и головой, белым хвостом и желтым клювом. Молодые птицы темнее, брюхо с продольными пятнами, хвост и клюв темные, на верхней стороне хвоста мраморный рисунок. В полете задний край крыла почти прямой, хвост клиновидный.

Грубое и глухое “кррау, кррау...” или “крак-крак-крак...”.

Местообитания. Орлан-белохвост связан в своем распространении с водными бассейнами, которые доставляют ему, поэтому встречается по берегам морей и внутри материков по берегам крупных водоемов.

Питание. Рыба — излюбленная добыча орлана, но он нападает и на других животных, с которыми может справиться — на уток, сусликов, сурков, слепышей.

Места гнездования. Гнездится белохвост очень рано, в средней полосе — около середины апреля. Гнездится по берегам рек, озер, главным образом с высокими деревьями, удобными для гнездования.

Месторасположение гнезда. Гнездо строит на вершине высоких сосен, дубов, берез и других деревьев на высоте 15-20 и даже 25 м от земли и помещает его в развилке или на толстом большом суку. Где нет высоких деревьев, гнездо располагается на ветлах; в тундре же и по побережьям Северного Ледовитого океана — прямо на скалах или по обрывам речных берегов.

Строительный материал гнезда. Гнездо делает из плотно уложенных толстых сучьев.

Форма и размеры гнезда. Гнездо — громадная постройка. Лоток небольшой, выстлан сухими или свежими веточками, корой, перьями и т. п. Гнездо занимает в течение многих лет, и в зависимости от продолжительности использования размеры его сильно варьируют: старые гнезда очень велики (до 1500-2000 мм в диаметре и до 1000-1500 мм в высоту); новые постройки меньше (около 1000 мм в диаметре).

Особенности кладки. В кладке обычно 2, реже 1 или 3 белых яйца, иногда со слабо заметными охристыми пятнами. Размеры яиц: (70-78) x (57-62) мм.

Сроки гнездования. Весной прилетает рано, в марте — апреле. Уже в апреле появляются в гнездах кладки. Продолжительность насиживания немногим более месяца. В мае появляются птенцы, которые лишь в начале августа становятся летными. Отлет наблюдается во второй половине сентября — октябре.

Распространение. Распространен почти на всей территории России, но в большинстве областей редок. Только на Байкале, в Приазовье и Прикаспии орлан-белохвост довольно обычен.

Зимовка. На севере птица эта перелетная, в средней и южной полосе — оседлая или кочующая. В средней полосе молодые зимой улетают к югу, старые птицы иногда зимуют на незамерзающих водоемах.

Хозяйственное значение. Занесен в Красную книгу России.

Описание Бутурлина. Орланы похожи на орлов и по размерам уступают среди наших хищных птиц только грифам. Но сходство орланов с беркутами поверхностное. Повадки и образ жизни этих птиц различны. Орланов называют иногда морскими орлами: название это не вполне точно, так как они встречаются не только по берегам морей, но и внутри материков; однако орланы действительно связаны в своем распространении с водными бассейнами, которые доставляют им обильную добычу.

И во внешности орлана эта связь находит свое выражение в том, что цевки у этих хищников голые (у орлов — оперенные), а на внутренней поверхности пальцев сильно развита шероховатость. Это устройство ног помогает орлану хватать скользкую добычу в воде.

Летая над водной поверхностью и завидев плавающую рыбу, орлан стремительно идет вниз и как бы подчерпывает ее ногами. Если рыба плавает глубоко, то орлан иногда на мгновение погружается под воду.

Утверждают, будто крупная рыба (осетр) иногда может увлечь белохвоста под воду и будто даже ловили осетров, у которых в спину вросли когти — остатки лап орлана. Это очень сомнительно хотя бы потому, что орлан, увлекаемый рыбой, всегда успел бы разжать пальцы. Водоплавающих птиц — в том числе крупных уток, размером с гагу — он заставляет нырять; зверей размером с зайца хватает с разлету. В степных районах орланы подстерегают у нор сусликов, байбаков и слепышей.

Полет орланов уступает в стремительности полету настоящих орлов, не говоря уже о соколах; на лету орлан кажется менее “подобранным”, более тяжелым, крылья у него шире и тупей. Сидя на дереве, он по приподнятому оперению и несколько опущенной голове в известной мере напоминает грифа. И голос орланов не такой, как у беркутов, не лающее “кьок, кьок, кьок...”, а скорее грубое и глухое “кррау, кррау...” или “крак-крак-крак...”.

Самый обычный вид из наших орланов — это орлан-белохвост, которого на Украине зовут “сероватень”. Ростом он с беркута, длина крыла около 58-74 сантиметров, размах крыльев около 2-2,5 метра, но вес в среднем больше, чем у беркута: у самок до 5 килограммов. Окраска взрослого орлана серовато-бурая, с белым хвостом, темно-бурыми маховыми и более светлой, грязной серовато-белой головой. Молодые птицы бурые, со светлыми пестринами. Лапы у белохвоста желтые, а когти черные.

Когда-то белохвосты были распространены почти по всей Европе в подходящих местах — по морским побережьям и близ больших рек. Но теперь, из-за бессмысленного преследования, они стали на Западе большой редкостью, и даже повсеместная охрана закона едва ли сохранит их в густо заселенных странах.

В Восточной Европе в начале этого века белохвост встречался более или менее повсеместно, будучи редок в центральных губерниях и почти исчезнув на Украине. На далеком севере он из-за обилия пищи и спокойной жизни водится в достаточном количестве; встречается и в низовьях Оби, и на Таймыре, и близ дельты Колымы, за Полярным кругом. На севере птица эта перелетная, в средней и южной полосе — оседлая или кочующая.

Каждый год гнездо достраивается и ремонтируется и наконец достигает громадных размеров, чуть ли не до 2 метров в ширину и высоту; часто такие гнезда падают на землю при ветре, или сучья под ними подламываются. Орланы тогда начинают новую постройку. Где нет высоких деревьев, гнездо располагается на ветлах; в тундре же и по побережьям Северного Ледовитого океана — прямо на скалах или по обрывам речных берегов. Обширный участок на расстоянии 25-80 километров от гнезда составляет владения пары орланов, которые в нем из года в год охотятся и изгоняют из него не только чужих взрослых орланов, но и своих подросших детей.

Яиц в кладке обычно два, цвет у них белый, размеры 7,5х5,8 сантиметра. Насиживание продолжается около пяти недель; молодые орланы нуждаются в уходе родителей около трех месяцев и лишь затем становятся самостоятельными.