Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан. Вид: Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан

Вид: Haliaeetus leucoryphus = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан

Фото Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан

Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные

Семейство: Accipitridae = Ястребиные

Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы

Род: Haliaeetus Savigny, 1809 = Орланы

Вид: Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост

Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан

Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы

Полевые признаки. Очень крупная птица (размах крыльев до двух с половиной метров), похожа на орлов, но с более широкими крыльями, мощным, очень высоким, обычно светло-желтым клювом, тяжелым машущим полетом (парят редко). Цевка оперена только до половины. Похож на орлана-белохвоста, но мельче, более легкого сложения, темнее, голова и горло светлые, хвост длинный, закругленный, белый с поперечной темной полосой, клюв на конце синеватый. Молодые птицы светло-бурые с темным хвостом, по бокам головы темные пятна. Голос - громкий лающий клекот (Бёме и др., 1998).

Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан

Распространение на территории Средней Сибири связано с Тувой. В начале века, работая на территории Тувы, П.П. Сушкин (1914, 1938) отмечал долгохвоста как обычный вид на озерах Чагытай и Хадын. Особенно же многочислен он был в устье р. Каргы на Урэг-Нуре и очень часто встречался по долине р. Каргы до верховьев. А.Я. Тугаринов (1916) также отмечал долгохвоста как обычный вид озера Чатыгай и в долине р. Тес-Хем. Молодой самец был добыт 20 августа 1945 г. в кустарниках около оз. Хадын (Янушевич, 1952). Несмотря на то, что орлан-долгохвост являлся обычным в указанных районах Тувы, вопрос о гнездовании его здесь так и не был выяснен (Баранов,1991).

В Монголии орлан-долгохвост и сейчас обычен на всех крупных озерах и реках, особенно в котловине Больших озер, но гнезд также не найдено (Потапов, 1986).

На территории Тувы не удалось найти гнездящихся орланов-долгохвостов, однако редкие встречи с этой птицей были в разных районах Тувы и на сопредельной территории Монголии. А.А. Баранов (1991) проводя многолетние исследования в Монгун-Тайгинском районе, где орлан-долгохвост в начале столетия был особенно многочислен, на гнездовании его не обнаружил. Он отмечает, что с другой стороны, в этих местах в настоящее время довольно обычен беркут. Только в долине р. Каргы их гнездится семь пар. Существующий биологический викариат между беркутом и орланом-долгохвостом, на который указывал П.П. Сушкин (1938), по-видимому, привел к замещению одного вида другим, численность беркута сильно выросла, а орлан-долгохвост практически исчез на территории Тувы. Все встречи - это бродячие неразмножающиеся птицы, встречающиеся крайне редко (Баранов,1991).

Haliaeetus leucoryphus (Pallas, 1771) = Орлан-долгохвост, долгохвостый орлан Фото

Места обитания. Основным местообитанием орлана-долгохвоста в Туве являлись открытые местности у озер и речных разливов. Древесная растительность уремного типа совершенно необязательна, местами он обычен при полном отсутствии деревьев. Для распространения орлана-долгохвоста не имеет значения и высота над уровнем моря, но тем не менее в горных районах с резким рельефом, глубокими и узкими долинами он не встречался (Баранов,1991).

Размножение. Гнездятся на высоких деревьях и скалах, обычно поблизости от крупных водоемов. Гнезда огромные, из толстых сучьев, некоторые используются помногу лет подряд. В кладке 1-3 белых яйца (Бёме и др., 1998).

Питание. Питается рыбой, птицами и мелкими зверями, падалью. Добычу ловит с бреющего полета или высматривает, сидя на дереве или скале (Бёме и др., 1998).

Источник: http://birds.krasu.ru