Белоплечий орлан. Вид: Haliaeetus pelagicus (Pallas, 1811) = Белоплечий [камчатский, тихоокеанский] орлан. Орланы. Орлан. Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы. Гриф, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, пит

Вид: Haliaeetus pelagicus = Белоплечий орлан

Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные

Семейство: Accipitridae = Ястребиные

Подсемейство: Haliaeetinae = Орланы

Род: Haliaeetus Savigny, 1809 = Орланы

Вид: Haliaeetus pelagicus = Белоплечий орлан

Фото Haliaeetus pelagicus (Pallas, 1811) = Белоплечий [камчатский, тихоокеанский] орлан

Белоплечий орлан хотя является видом с ограниченной областью распространения но с относительно устойчивой численностью. Haliaeetus pelagicus - эндемик России, который приурочен к Тихоокеанско-Охотоморскому побережью. Белоплечий орлан относится к категории редких видов (III категория). Вид внесен в Приложение II к Конвенции СИТЕС.

Haliaeetus pelagicus (Pallas, 1811) = Белоплечий [камчатский, тихоокеанский] орлан Фото

Белоплечий орлан населяет южную часть Корякского нагорья (до среднего течение р. Апуки), долину р. Пенжины, о. Карагинский, всю Камчатку, прибрежные районы Охотского моря на юг до низовий Амура, Шантарские и Курильские острова, северную часть Сахалина. На Камчатке — гнездящийся, зимующий, частично мигрирующий вид с тенденцией медленного сокращения численности. Возможно, гнездится на островах крайнего юга Приморья. В летнее врямя белоплечий орлан иногда встречается в Среднем и Южном Приморье. На зимовку часть орланов остается в местах гнездовий, другие кочуют в пределах гнездового ареала или мигрируют к югу до Приморья, Кореи, Японии и Северного Китая. Случается белоплечий орлан залетает даже в Северо-Западную Америку.

Белоплечий орлан - самая крупная хищная птица в фауне Дальнего Востока: длина тела самца 88 см, самки 102 см, размах крыльев 200–245 см, рекордный — 287 см. Основные признаки взрослого наряда появляются в 4–5 лет, но окончательный наряд надевает лишь в 8–10 лет. Самцы и самки окрашены одинаково. Общая окраска черно-бурая с большими белыми пятнами на крыльях. Кроме того, характерны белый хвост, длинный и резко клиновидный по форме, белый лоб и своеобразные белые "штаны" (перья голени). Охристые и белесые пестрины на голове и шее придают птицам (особенно старым) "седой" облик. Глаза бурые, восковица и лапы желтые, когти черные. Клюв массивный, выпуклый, яркого желтого или оранжевого цвета, хорошо заметный издали. Молодые в переходных нарядах бурые в пестринах, но их клюв, столь же массивный и желтого цвета, позволяет надежно отличать птиц этого вида даже в молодом возрасте.

Haliaeetus pelagicus = Белоплечий [камчатский, тихоокеанский] орлан

Мировая популяция белоплечего орлана насчитывает порядка 7,5 тыс. особей, из которых 5,6 тыс. — условно взрослые птицы. В камчатской популяции 1200–1500 пар и не менее 1500 неполовозрелых птиц. На морском побережье в подходящих местах одна пара живет на каждые 2,5–8 км, а в долинах крупных рек местами по 2–3 гнезда находятся в 0,8–1,5 км одно от другого.

На побережьях Камчатки отдельные гнездящиеся пары располагаются в 8 - 10 км друг от друга, в низовьях некоторых рек - в 1,5 - 2 км. В пойменных лесах каменной березы плотность гнездования может достигать 2 - 3 пар на 1 км. Высокая численность белоплечего орлана отмечена на озерах в низовьях Амура, а всего в Хабаровском крае гнездится от 50 до 60 пар этих птиц. Во всех исследованных районах отмечается относительная стабильность численности вида.

Прослежена определенная зависимость между численностью белоплечего орлана и белохвоста: в местах их совместного обитания численность последнего почти всегда существенно ниже. Такое соотношение отмечено в прибрежных районах Камчатки, на приамурских озерах и Шантарских островах, а на Охотском побережье вблизи Магадана и в других местах, где есть белоплечие орланы, белохвосты на гнездовании не отмечены вообще. Сезонные кочевки поодиночке и разрозненными группами проходят весной с конца марта по середину мая, а осенью в конце октября и ноябре. Поэтому осенью и зимой высокую численность белоплечих орланов отмечали на Южных Курилах и на Камчатке. Фото

Питается белоплечий орлан преимущественно рыбой, что и обусловило его тесную связь с морскими побережьями. Поэтому орлан населяет высокоствольные прибрежные леса и скалы, расположенные не далее 50 - 80 км от берега моря. Кормится белоплечий орлан рыбой крупной и средней величины (в особенности лососевыми), млекопитающими (зайцами, молодыми песцами, молодыми тюленями), птицами, падалью (в частности выбросами моря) и морскими беспозвоночными. Спектр питания у разных пар может заметно различаться в зависимости от месторасположения гнездового участка (на берегу моря или вдали от него), а также в зависимости от умения (охотничьего опыта) конкретных птиц.

В негнездовое время белоплечий орлан обитает, главным образом, на морском побережье и на водоемах с доступной рыбой, прежде всего, с лососевыми. Такие водоемы определяют своеобразный каркас внутреннего ареала белоплечего орлана. С началом хода лососевых на нерест большинство белоплечих орланов поедают именно их, причем не только живую рыбу, но и мертвую, отнерестившуюся. И все же в целом белоплечие орланы — в числе важнейших потребителей лососевых на Камчатке. Среди птиц они занимают ключевое место в экосистемах лососевых нерестилищ. Зимой в скоплениях птиц (например, на оз. Курильское) именно белоплечие орланы доминируют в трофических связях с неркой, являясь практически единственным видом птиц, который ловит живую рыбу и остатками кормежки которого затем питаются другие птицы. У орланов, гнездящихся вблизи птичьих базаров, доля лососевых в питании птенцов может оказаться ничтожной.

Брачные пары у белоплечего орлана формируются в возрасте более 4 лет, в это время орланы могут осенью строить ритуальное гнездо, в котором, однако, не гнездятся. Размножение начинают в возрасте не ранее 7 лет.

Белоплечий орлан строит на деревьях (береза, лиственница, тополь, ольха) массивные и тяжелые гнезда из толстых сучьев на высоте 6–11 м.  Может располагаться гнездо и на верхней поверхности скал, часто заросших травой, на высоте от 5 до 120 м (обычно не выше 50 м). Одно и то же гнездо белоплечий орлан может использовать до 8 и даже 15 лет подряд, хотя в среднем гнездятся по 5–6 лет, что говорит об их высоком территориальном консерватизме. Иногда белоплечий орлан занимает давно оставленные постройки, подновляя и достраивая их. Нередко у одной пары есть 2 гнезда, время от времени занимаемых ею.

Яйцекладка происходит в апреле и мае в снежной обстановке. Птенцы находятся в гнезде 2–2,5 месяца и вылетают в конце июля и августе, редко в сентябре. До середины октября выводки держатся в 2–3 км от гнездового участка. Из-за гибели гнезд, кладок и птенцов успешность размножения даже на охраняемых территориях составляет 30–70 %. Гнездо покидают 1–2 молодых, в среднем 0,8–0,9 особей.

Ежегодно ремонтируемые гнезда разрастаются в размерах и достигают 3 м в диаметре, 2 м в высоту и сотен килограммов веса. В кладке 1–3, обычно 2, в среднем 1,94 яйца, их насиживание длится 34–36 суток. Белоплечий орлан размножается и в неволе, откладывая до 5 яиц. Погибшие кладки иногда возобновляются, если яйцо исчезает в начале откладки или инкубации.

В зимнее время на Камчатке отмечалась гибель десятков белоплечих орланов от истощения, но в последние годы их кормовая база улучшилась, что способствовало восстановлению популяции.  Продолжительность жизни в природе неизвестна, в неволе белоплечий орлан прожил 44 года.