Гриф, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, пит

Род: Pernis Cuvier, 1816 = Осоеды Вид: Pernis apivorus (Linnaeus, 1758) = Обыкновенный осоед

Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные

Семейство: Accipitridae = Ястребиные

Подсемейство: Perninae = Осоеды и примитивные коршуны

Род: Aviceda Swainson, 1836 = Базы, хохлатые коршуны

Род: Chondrohierax Lesson, 1843 = Длинноклювые коршуны

Род: Elanoides Vieillot, 1818 = Вилохвостые коршуны

Род: Henicopernis G.R.Gray, 1859 = Длиннохвостые осоеды

Род: Leptodon Sundevall, 1836 = Кайенские коршуны

Род: Pernis Cuvier, 1816 = Осоеды

Вид: Pernis apivorus (Linnaeus, 1758) = Обыкновенный осоед

Вид: Pernis apivorus = Обыкновенный осоед

Как часто ошибаются люди, несправедливо считая всех хищных птиц своими врагами, доказывает пример павших жертвой этой ошибки осоедов.

Одного заметили на мертвом зайце и, решив, что он зайца убил и ест, застрелили. Вскрыли желудок осоеда: полон личинок трупных мух!

Другого застрелили на выгуле фазанника. Думали, он забрался сюда, чтобы воровать фазанят. Зря убили полезную птицу: охотился осоед на кузнечиков...

К несчастью своему, полетом похож осоед немного на ястреба. И за это его по ошибке убивают. Но посмотрите на длинный хвост птицы: три широкие темные поперечные полосы отличают ее от всех пролетающих над вашей головой хищников. Мало этого? Довольно четкие продольные полосы снизу на крыльях тоже помогут опознать осоеда.

ОСОЕД (Pernis apivorus) птица средней величины: общая длина 45—52 см, длина крыла 37—43,5 см, вес 600—1100 г. Самки обыкновенного осоеда заметно крупнее самцов. Сложение легкое, крылья и хвост длинные, так что птица кажется большей, чем на самом деле. Клюв невысокий; ноздри щелевидные, косо расположенные. Уздечка и лоб покрыты плотными чешуе подобными перышками. В хвосте обыкновенных осоедов 14 рулевых. Цевки покрыты мелкими щитками, когти острые, но слабозагнутые. Окраска как взрослых, так и молодых разнообразна. Обычно у взрослых осоедов спинная сторона серовато-бурая с темными наствольными черточками, темя и затылок у самцов чаще серые. Маховые бурые с беловатыми основаниями и черными поперечными полосами, рулевые бурые с поперечными темно-бурыми полосами и «муаровым» рисунком. Брюшная сторона или бурая, или белая с бурым поперечным рисунком, или белая с темно-бурыми продольными отметинами. Иногда встречаются и одноцветно окрашенные темно-бурые птицы. Клюв и когти черные, радужина желтая или оранжевая, восковица темно-серая, ноги желтые. Молодые птицы по первому году на спинной стороне бурые, часто с охристо-беловатыми отметинами на голове, шее, кроющих крыла; часто голова беловатая с темно-бурыми пятнами; брюшная сторона, как у взрослых, но особей с бурым поперечным рисунком не бывает. Радужина у молодых сероватая или серовато-желтая, восковица бледно-желтая.

Осоед — лесная птица, предпочитающая разреженные леса, перемежающиеся с открытыми пространствами. Гнездится в Северной и Центральной Европе от южной части Скандинавского полуострова и Финляндии на севере до средней Испании, Франции, Италии, Греции на юге, а также в Малой Азии и северном Иране. В СССР — от Архангельска, далее примерно от 62—63° северной широты к югу до Крыма и Кавказа. Спорадически гнездится в южной полосе Западной и Средней Сибири, на восток до Алтая.

Перелетная птица, зимующая в Африке к югу от Сахары. Прилетает обыкновенный осоед в гнездовую область поздно, что связано с особенностями питания (главным образом личинки перепончатокрылых насекомых, откуда и название птицы). Гнездится осоед в конце мая — начало июня. Гнезда устраивает на деревьях, иногда занимает постройки других птиц (ворона, сарыча). Строит гнездо из сучьев и обычно украшает его зелеными ветвями и листьями. Кладка обычно из 2, реже из 1 или 3 и даже 4 яиц, с густым и ярким каштановым рисунком по охристому фону (табл. 1). Насиживает самка при некотором участии самца в течение 33—34 дней. На крыло птенцы становятся в возрасте 40—45 дней.

Осоеды кормятся главным образом насекомыми, в особенности личинками общественных перепончатокрылых (осы, шмели). Сидя на дереве или медленно летая, осоед следит за насекомыми, подмечает гнездо, подходит к нему и разрывает лапами. Дополнительным кормом осоеду служат другие насекомые — кобылки, крупные гусеницы и жуки, а также лягушки, ящерицы, змеи, мелкие птицы и грызуны.