Дербник: Falco columbarius Linnaeus = Дербник: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Falco columbarius = Дербник

Вид: Falco columbarius Linnaeus = Дербник

Внешний вид. Мельче голубя. Окраской несколько похож на молодого кречета или балобана. Самец сверху сизый, снизу рыжеватый с темными продольными пестринами, самка сверху бурая, снизу охристая с бурыми пятнами. Хвост закругленный, более длинный, чем у чеглока, полосатый с темным концом. Крыло относительно короткое.

Громкий крик “кьяк-къяк-кьяк...”.

Местообитания. Предпочитает редколесье, торфяные болота.

Питание. Питается мелкими птицами, грызунами, насекомыми, которых высматривает на бреющем полете.

Места гнездования. Гнездится на участках леса, перемежающихся моховыми болотами и иными открытыми пространствами.

Месторасположение гнезда. Гнездо чаще устраивает на земле — на кочках в болотах, среди сосняка; реже на деревьях — на соснах и елях. Гнездо на деревьях делает либо сам, либо отнимает у ворон и других хищников.Фото

Особенности кладки. Кладка из 3-4, реже 2 или 5 яиц охристой окраски с более или менее крупными и густо расположенными рыжевато-бурыми или красновато-бурыми крапинками. Размеры яиц: (37-42) х (29-33) мм.

Сроки гнездования. Прилетает в гнездовые места в апреле. Откладывание яиц происходит в мае. В насиживании принимают участие самец и самка, длительность насиживания около месяца. В июле птенцы покидают гнездо еще нелетными, с недоросшими крыльями и хвостом. Продолжительность гнездовой жизни птенцов длится около месяца. В конце июля — августе птенцы становятся летными. Отлет проходит с конца августа до конца сентября.

Распространение. Распространен дербник очень широко: в Северной Америке, северных частях Европы и Азии. У нас он занимает две области: с одной стороны — весь север от тундры до южного предела сплошных хвойных лесов, с другой — степи и горы северо-западного Казахстана, Западной Сибири и Средней Азии.

Зимовка. Довольно редкий перелетный вид, часть старых птиц зимой кочует по югу и средней полосе России.

Описание Бутурлина. Крылья дербника относительно коротки — около 18,5-20,5 сантиметра у самцов и 20,5-22 сантиметров у самок. Вес самца дербника около 165-175 граммов, самки — 200-210 граммов. Малая величина не мешает дербнику быть энергичным хищником.

В средней полосе нашей страны — в областях Московской, Ленинградской, Западной, Калининградской — дербника чаще всего можно встретить в редколесье, среди торфяных болот.

Сокол этот гнездится здесь частью на деревьях, частью прямо на земле. В кладке 3-4 (редко до 6) пестрых яиц. В отличие от других соколов самец также принимает некоторое участие в насиживании, которое продолжается около двадцати семи — двадцати восьми дней. В августе молодые начинают кочевки и в это время часто появляются в городах.

Осенью движение дербников обычно идет вместе с отлетом мелких птиц. Основная пища этих соколов — певчие птицы, но иногда они отваживаются нападать даже на диких голубей. Насекомыми дербники питаются в незначительной мере; в тундрах добывают леммингов.