Обыкновенная пустельга. Вид: Falco tinnunculus Linnaeus = Обыкновенная пустельга. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Falco tinnunculus = Обыкновенная пустельга

Вид: Falco tinnunculus Linnaeus = Обыкновенная пустельга

Сокал-пустальга онлайнВнешний вид. Мелкий сокол (максимум 30 см в длину) с относительно широкими крыльями и длинным, широким закругленным хвостом. У самца голова, хвост и надхвостье сизые, спина и крылья розовато-рыжие с черными пятнами, самка и молодые сверху ржаво-рыжие с темными поперечными полосами. По краю хвоста узкая белая и широкая черная полосы. ”Усы” темные, ноги желтые, когти черные.

Голос: Звонкое «кики-ки».

Местообитания. Самая многочисленная из наших хищных птиц. Встречается в просторных лугах, в садах, лесах, селениях и даже в больших городах.

Питание. Питается грызунами, насекомыми, реже мелкими птицами. Во время охоты на грызунов часто зависает в воздухе, опустив хвост и трепеща поднятыми крыльями.

Места гнездования. Гнездится на опушках леса, в рощах и перелесках, чередующихся с открытыми пространствами — полями и лесными полянами, лугами. Сплошных лесных массивов избегает. Лиственным насаждениям предпочитает хвойные.

Месторасположение гнезда. Гнездится на деревьях. Гнездо располагает обычно на высоте 3-17 м от земли.

Форма и размеры гнезда. Своих гнезд не делает, а занимает постройки грачей, серых ворон, сорок. Гнездостроение ограничивается устройством внутренней подстилки гнезда, которая состоит из тонких веточек, стеблей травы, луба, шерсти, погадок. По подстилке и особенно по характерным погадкам нетрудно отличить гнездо этого хищника.

Особенности кладки. Кладка из 3-8, чаще 4 или 5 охристых яиц с густо расположенными ржавчато-бурыми пестринами и темно-бурыми пятнами и точками. Размеры яиц: (36-43) х (29-34)мм.

Сроки гнездования. Прилетает в середине апреля. В мае можно встретить гнезда с полной кладкой, а в июне — с птенцами, которые в конце этого месяца или в начале июля вылетают из гнезд. Отлет начинается в сентябре и заканчивается в октябре.

Распространение. Вся лесная и степная зоны Евразии от Западного побережья Европы до Дальнего Востока.

Зимовка. В средней полосе европейской части России и за Уралом эта птица перелетная, на юге и западе — оседлая. Часто зимует в городах. Откочевывает на юг и запад Европы.

Хозяйственное значение. Пустельгу можно считать одной из полезнейших наших птиц. Пустельга приносит пользу энергичным истреблением полевых мышей, хомячков и саранчовых на сельскохозяйственных полях.