Скопа. Семейство: Pandionidae = Скопиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Pandionidae = Скопиные

Вид: Pandion haliaetus (Linnaeus, 1758) = Скопа

Читать дополнительно : Скопа

Фото Скопа: Внешний вид.

Крупная птица с довольно характерной окраской: верх черновато-серый, низ белый с темной поперечной полосой поперек груди, голова белая с черной широкой полосой через глаз. Крылья длинные и широкие, в полете, как правило, лукообразно согнутые, от чего иногда кажутся узкими. Снизу на сгибах крыльев темные пятна. Парящая птица держит крылья несколько изогнутыми концами вниз и отдалено напоминает чайку. Хвост узкий, короткий прямоусеченный, снизу на нем видны нерезкие полосы. На затылке имеется хохолок. Цевка не оперена, покрыта мелкими многоугольными щитками. Глаза желтые.

Самки крупнее самцов, но окрашены одинаково, хотя часто у самок более темная и широкая полоса на зобе. Вес - 1,1-2,0 кг, длина - 55-70 см, крыло самцов - 44,8-49,2 см, самок - 47,6-51,8 см, размах - 145-170 см.

У молодых на спинной стороне охристо-беловатые каймы, особенно развитые на плечевых и кроющих крыла.

Скопу можно наблюдать охотящейся над рекой или озером. Она часто останавливается в воздухе и зависает над водой, быстро работая крыльями ("трясется"). Иногда сидит ("столбиком") на развесистой сушине среди мелководья, на пологом или крутом берегу, или на скале, обрывающейся круто в воду.

От всех орлов отличается специфическим внешним видом (в полете - силуэтом) и окраской, от змееяда отличается силуэтом (более узкими и изогнутыми крыльями), темными пятнами на сгибе крыла и темной поперечной полосой на груди.

Голос. Голос - громкое "кай-кай-кай" можно слышать в период тока. Крик беспокойства - отрывистое и быстрое "ки-ки-ки" напоминающее крик тетеревятника.

Местообитания. Скопа - ихтиофаг, в связи с чем, обязательным условием ее гнездования является близость водоема. Однако близость в данном случае понятие растяжимое. Водоем (река, озеро, водохранилище) находится в пределах охотничьего участка скопы, что в 0,01 - 10,0 км от гнезда. Для разных популяций характерны различные стереотипы гнездовых местообитаний, которые мы далее и рассмотрим.

В горных районах Алтае-Саянского экорегиона скопа гнездится, большей частью, в долинах рек, устраивая гнезда на кедрах в 10-100 м от русла реки, растущих по дну долины. Высоко на склоны долины не подымается, хотя известны гнезда, располагающиеся на одиночных соснах и кедрах, растущих на скалах (вдоль р.Енисей). Близ озерах гнездится на кедрах и лиственницах по береговым склонам.

В горных районах Северного и Среднего Урала скопа селится в старых высокоствольных лесах по склонам гор, ближе к их вершинам, где лес разрежен, а деревья (как правило, ель, кедр и сосна) низкие и коренастые, с плоскими кронами (аналогичным образом скопы гнездятся на Приволжской возвышенности, устраивая гнезда на соснах, растущих близ вершин остепненных гребней, в 4-13 км от водохранилищ). Реже скопа устраивает гнезда в заболоченных распадках со старым низкорослым лесом и еще реже на высоких деревьях по окраинам болот в межгорных котловинах или на одиночных деревьях среди вырубок.

На Южном Урале скопа гнездится на маячных соснах, растущих среди широколиственного леса по вершинам плоских водоразделов с мозаикой лугов, в 0,5-15,0 км от реки или озера. Редко наблюдается гнездование на хвойных (ель, сосна) по береговым склонам в 20-300-х м от русла реки или берега озера.

В северных лесах равнинной зоны наибольшим успехом у скопы для гнездования пользуются старые низкорослые сосняки и кедрачи по сфагновым болотам. В Европейской части России в таких биотопах скопа устраивает гнезда на соснах, в Сибири - как правило, на кедрах. Обязательным условием является наличие на болоте крупного зарыбленного озера или, поблизости от болота, крупной реки. В таких биотопах близ богатых рыбой рек скопы образуют локальные концентрированные поседения до 10 и более пар. В меньшем количестве скопа гнездится по берегам таежных рек и озер, устраивая гнезда в 0,01-1,0 км от берега.

В средней и южной тайге Европейской части России, где верховых болот мало, а леса на огромных территориях сведены, скопа часто гнездится на маячных хвойных деревьях среди вырубок в 5-15 км от водохранилищ и крупных рек.

В южных районах скопы часто гнездятся среди низинных болот по поймам рек и озер, устраивая гнезда в глубине болотных массивов на вершинах усыхающих берез, ольх и тополей с обломанными вершинами. Реже скопа гнездится на подтопляемых паводковыми водами островах крупных рек (Волга, Урал) или по берегам новых водохранилищ, с сохранившейся полосой подтопленного леса (где мала численность орлана), устраивая гнезда на усыхающих тополях с обломанными вершинами.

В Европейской части России особую роль в распространении скопы играют рыборазводческие пруды, близ которых она гнездится в типичных для нее биотопах.

Обычно гнездо скопы устраивается на гриве среди болота или в излучине реки так, чтобы птица имела возможность контролировать несколько водоемов (или разные участки реки или водохранилища), в зависимости от направления ветра, затрудняющего ей охоту.

Гнезда.

Основная масса скоп в нашей стране гнездится на деревьях. Гнездо скопа устраивает на вершине дерева (иногда на вершине мощной боковой ветви) так, что оно как "шапка" возвышается над кроной. Выбираются деревья, как правило, хвойные, возвышающиеся над основным пологом леса на 1-10 м, одиноко стоящие среди открытого пространства, или же располагающиеся на самом краю леса (берег озера или реки).

В значительно меньшем количестве, но довольно широко (вся равнинная средняя и северная тайга), скопа гнездится на геодезических вышках, расположенных по берегам таежных рек и озер, или же среди болот и заболоченных сфагновых боров. Во всех случаях занимаются верхние платформы вышек, расположенные на высоте от 10 до 25 м, в зависимости от типа сооружения.

Известны случаи единичного гнездования скоп на металлических опорах высоковольтных ЛЭП, сооруженных среди болот, богатых озерами. На створных знаках, часто используемых скопами в Северной Америке, и иных сооружениях человека, гнездование скоп в нашей стране пока не установлено.

Гнезда строятся из толстых сучьев преобладающей породы дерева в данном биотопе. Диаметр гнезд - 1,0-1,5 м, высота - 0,5-0,8 м. Диаметр лотка 20-50 см, глубина лотка 5-10 см. Выстилка, в большинстве случаев, отсутствует или же состоит из мха, кусков торфа, корневищ болотных трав.

В кладке 2-3 яйца белого (реже бледно-голубоватого или бледно-желтоватого) цвета с красновато-бурыми и лиловато-бурыми пятнами разных размеров. Основной фон окраски иногда красноватый или бурый разных оттенков. Очень часто наблюдается сплошная концентрация пятен в инфундибулярной или клоакальной зонах. Размер яиц: 50,0-69,1х40,5-52,0 мм, в среднем 63,69х46,10 мм.

При беспокойстве на гнезде, взрослые птицы летают над ним с криками. Обычно птица покидает гнездо при приближении человека на 50-100 м, реже сидит плотно, как правило, на кладке или пуховиках в первом наряде, и взлетает после удара по гнездовому дереву.

Расстояние между жилыми гнездами разных пар в колониях варьирует от 0,05 до 0,3 км, в концентрированных поселениях составляет - 0,5-1,5 км, при дисперсном гнездовании - 3-10 км, в среднем 7 км.

Следы жизнедеятельности.

Под присадами, которыми, в большинстве случаев, являются развесистые деревья, растущие в прибрежной полосе, или прибрежные скалы можно обнаружить погадки. Погадки имеют вид клякс диаметром 5-6 см, состоящих, в основном, из чешуй и костей рыб. Пятнообразный вид погадок обусловлен их крайней нестойкостью и, долетев до земли, они практически рассыпаются.

Иногда в районе охотничьих участков скоп можно встретить останки их жертв - рыбьи шкуры с элементами скелета, вывернутые менздрой наружу, лежащие на бревнах или камнях у воды (не следует путать с поедями выдры Lutra lutra или норки Mustela lutreola, M. vison, которые разгрызают добычу, оставляя следы зубов на костях, и орлана, как правило, разрывающего добычу).

Следы скопы довольно редко, но все же можно встретить по песчаным берегам в верховьях малых рек. Здесь скопы охотятся довольно оригинальным способом, - выслеживают рыбу с земли. Отпечаток лапы компактный, с широкими и короткими отпечатками пальцев и длинными (2-3 см) острыми и узкими отпечатками когтей, глубоко врезанными в грунт. По форме отпечаток напоминает совиный, за счет отклоненного от своей оси внутреннего пальца. Размер отпечатка лапы: 12-13х10-11 см, длина среднего пальца - 6,0-6,5 см, длина внутреннего пальца - 5,3-6,0 см, длина наружного и заднего пальцев - 4,8-5,0 см. Когти заднего и внутреннего пальцев в отпечатке больше остальных. Шаг - 6-8 см.

Методы выявления.

Лучшие результаты дает учет скоп во время сплава по рекам или же точечный учет на озерах.

При плотном гнездовании скоп на болотах приемлемым методом учета является маршрутно-точечный. В остальных случаях требуется специальное обследование гнездопригодных местообитаний.

Для того, чтобы достаточно легко искать скопу, необходимо хорошо знать план местности, ее рельеф и хорошо ориентироваться в лесонасаждениях, что нельзя сделать в достаточной мере без карты, так как гнездовые биотопы скопы, в отличие от таковых сапсана или филина, как правило, скрыты от наблюдения в ходе маршрутов по рекам или дорогам. Единственным способом поиска гнезд скоп, которые незаметны с воды (с реки или озера), является осмотр местности с преобладающей возвышенности. В равнинной местности территория осматривается с возвышающихся над пологом леса деревьев (радиус обзора, на котором хорошо идентифицируются гнезда, варьирует от 3 до 7 км, в зависимости от типа леса и доминирования маячных деревьев), в горах - со скальных останцев, возвышающихся над лесом, или открытых вершин (склонов) хребтов (радиус обзора, на котором хорошо идентифицируются гнезда, варьирует от 5 до 15 км).

Ориентируясь в стереотипах гнездопригодных биотопов скопы, можно достаточно быстро найти ее гнездо, проанализировав карту местности, после регистрации птицы (особенно птицы с добычей), отметив направление, в котором она удалилась, или откуда появилась.