Птица-секретарь. Вид: Sagittarius serpentarius (J.F.Miller, 1779) = Птица-секретарь: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Sagittariidae = Секретари

Птица-секретарь

Читать : Птица-секретарь

Хотя эта птица принадлежит к отряду хищных, она внешне скорее напоминает журавля. Длинные ноги этой крупной, с орла, птицы приспособлены больше для ходьбы, чем для схватывания добычи.

Заметна некоторая диспропорция тела. Мы привыкли, что у длинноногих птиц и шеи длинные, а вот у птицы-секретаря шея вполне нормальная, короткая, такая же, как у ее ближайших родственников - соколов и ястребов.

Окраска у секретаря неброская, преобладают серые и черные тона. Голову украшает пучок черных перьев. Именно благодаря им и получила птица свое название. Ее внешний вид напоминает чиновников и писарей прошлых времен, которые носили за ухом очиненные гусиные перья.

Живет она в африканских степях и лесостепях - саваннах от южной части Судана и Сенегала до Капской провинции. На юге Африки это оседлая птица, на севере - перелетная. Здесь она появляется в дождливые сезоны - в июне, выводит птенцов в августе, а с наступлением засухи - в декабре - январе откочевывает на юг.

Большое гнездо - до метра в поперечнике - птицы-секретари строят на деревьях или на высоких кустах. В кладке бывает два-три голубовато-белых яйца. Насиживает кладку самка около шести недель, а выкармливают птенцов оба родителя. Птенцы вылетают из гнезда через десять недель после вылупления и вместе с родителями начинают бродить по бескрайним просторам саванн. Фото

Секретари в саваннах встречаются поодиночке, реже - парами. Они неутомимо шагают по степи на своих длинных ногах, при каждом шаге мерно кивая головой. Свои многокилометровые прогулки птицы совершают в поисках добычи: змей, черепах, ящериц, мелких грызунов, а также насекомых: саранчи, кузнечиков, богомолов. Изредка они поедают птичьи яйца и птенцов.

Особенно интересна охота птиц на змей, среди которых попадаются и очень ядовитые виды, такие, как кобра.

Во время атаки на змею птица-секретарь использует свои длинные сильные ноги как оружие нападения, а защищается от ядовитых укусов полураскрытым опущенным крылом, держа его перед собой как щит.

При встрече секретаря с крупной змеей происходит настоящая дуэль. Змея делает выпады, пытаясь достать птицу своими ядовитыми зубами, а та парирует их крылом, выбирая удобные моменты для контратаки, чтобы безошибочно нанести смертельный удар мощными лапами, вооруженным и крепкими когтями. Такие поединки могут длиться долгое время, но победа всегда достается пернатому бойцу.

С мелкими змеями птица-секретаpь расправляется в течение нескольких секунд. Сила ног пернатого истребителя змей такова, что одним ударом он может разбить даже панцирь черепахи. Фото

Этот хищник очень прожорлив. Так, в зобу у одной птицы было обнаружено: 21 маленькая черепаха, 4 ящерицы, 3 змеи и множество саранчи.

Пожары, которые изредка случаются в африканских саваннах, приносят гибель всему живому. От огня улетают птицы, убегают различные виды антилоп и хищники. Ящерицы, черепахи и змеи прячутся в норах.

А птица-секретарь охотится и в это время. Она идет впереди гонимого ветром пламени и хватает выбегающих из огня грызунов или же, перелетев через огненную линию, ходит по выжженной земле и поедает погибших животных.

Человека птица-секретарь избегает. От него она уходит большим и торопливыми шагами, а если преследование продолжается, пригнувшись, бежит, потом с некоторым усилием взлетает. Оторвавшись от земли, она сначала летит тяжело, но с набором высоты ее полет становится легким и изящным. Птицы-секретари могут подолгу парить в воздухе. Отдыхают и спят они на деревьях и высоких кустах.

Этот вид часто содержат в африканских деревнях. Птицы, взятые молодыми, легко приручаются и свободно живут в поселениях человека, где как бы состоят на противозмеиной службе убивают заползающих ядовитых рептилий. Он и также охраняют домашнюю птицу от пернатых хищников, а амбары - от крыс.

В.Бабенко, Юный натуралист 1985 - 10