Нанду, нандуобразные:Отряд: Rheiformes = Нанду, нандуобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Отряд: Rheiformes = Нанду, нандуобразные

• Класс: Aves = Птицы
  • Надотряд: Ratitae = Бескилевые птицы, бегающие птицы
  • Отряд: Rheiformes = Нанду, нандуобразные
  • Семейство: Rheidae = Нандовые
  •     Род: Pterocnemia G.R.Gray, 1870 = Дарвиновы нанду
  • Вид: Pterocnemia pennata (Orbigny, 1834) = Длинноклювый [дарвинов] нанду
  •     Род: Rhea Brisson, 1760 = Северные (обыкновенные) нанду
  • Вид: Rhea americana (Linnaeus, 1758) = Северный (обыкновенный) нанду

Отряд: Rheiformes = Нанду, нандуобразные

Систематика: Отряд: Rheiformes = Нанду, нандуобразные

Представители отряда Нанду, включающего одно семейство - это крупные не летающие птицы, которые по размерам значительно уступают страусам. Так, рост взрослого самца может достигать 150 см, при этом его масса составляет около 50 кг. Самцы отличаются от самок только большими размерами. Киль грудины у нанду, как и у страусов, отсутствует. Передняя конечность недоразвита, рулевых перьев нет, птерилий и аптерий отсутствует, а весь скелет у нанду не пневматичен. Голова, как и длинная шея нанду покрыты мелкими перышками. Оперение покрывающе тело имеет серый цвет. Сильные ноги, хорошо приспособлены для быстрого бега, но в отличие от страусов заканчиваются не двумя, а тремя пальцами. Нанду в настоящее время распространены в природной обстановке только в Южной Америке.

Нанду бродят по южноамериканским пампасам небольшими стаями, часто в одной компании с оленями и гуанако. Они избегют как крутых горных склонов, так и густых непроходимых лесов. Но весной, а это по южноамериканским меркам в сентябре — ноябре, самцы-нанду выбирают из стаи двух-четырех приглянувшихся им самок и уводят прочь от стаи. И тут начинается ухаживание самца-нанду, которое в общих чертах похоже на страусиное, однако более упрощенное и совсем не так живописно. Самец, взъерошив перья, машет стоящей перед ним самкой надутой до предела шеей, издавая глубокие, горловые крии, которые можно передать как: «Нан-ду, нан-ду». Отсюда и их название...

Завершив свой танец, самец ведет своих подруг к гнезду, которое представляет из себя небольшую ямку в земле, выстланую травой. Каждая самка примерно раз в два-три дня откладывает по одному яйцу, а в сумме это составит 10—15 яиц от каждой самки, именно таковы темпы и продуктивность яйценоскости самок-нанду. Самка, отложив очередное яйцо около гнезда, уходи в сторону на кормежку. А самец тутже заботливо и осторожно закатывает яйцо своим клювом под себя в гнездо. Обычно в гнезде под самцом со временем оказывается около 20 яиц, но иногда их может значительно больше, вплоть до 80!

Хорошо известно, что страус — хороший заботливый отец, но тогда нанду — просто отличный! Роль самки-нанду сводится только к тому, чтобы снести только яйца, все прочие заботы как о яйцах, так и о будущих птенцах они оставляют самцу. Самец терпеливо насиживает яйца в гнезде примерно 40 дней, главным образом ночью и по утрам, стараясь прикрыть всех их и телом и крыльями. Так как яйца откладывались далеко не одновременно, то и птенцы выводятся не в один день. Это нередко ведет к тому, что запоздавшие с вылуплением птенцы гибнут, так как отец не дождавшись их появления уходит прочь от гнезда со своими первенцами. ФотоНоворожденные малыщи имеют желтую, с черными полосами вдоль по спине, защитную окраску.

Но такое случается все же нечасто, а самец обычно ждет вылупления всех малышей, подающих звуковые сигналы из яиц. Чтобы первенцы далеко не разбежались и не голодали, самец определяет явно погибшие яйца-"болтуны" и ловко раскалывает их своим клювом. На такое угощение отовсюду слетаются мухи и другие насекомые, их то птенцы ловят и едят.

Приходит время и страус встает с гнезда и навсегда уводит за собой полосатых птенцов туда, где вдоволь имеется сочной травы и листьев. А попадутся на пути дружной семейки насекомые, ящерицы или мелкие грызуны, всех их съедят малыши нанду. При возникновении воздушной или наземной опасности, детишки быстро прячутся у самца под крыльями, которые у нанду довольно велики, хотя эхто и нелетающая птица. Именно с такими широкими крыльями самцу много легче и насиживать яйца, и оборонять птенцов. Кроме того во время быстрого бега помогают они тормозить и круто поворачивать на бегу. Только благодаря крыльям бег у нанду очень маневренный, а путь удирающего нанду не прямой, а зигзагообразный. Легко кидается он, из стороны в сторону, совсем как заяц, а преследующие его собаки то и дело пролетают мимо. Во время таких маневров одно крыло нанду поднимает, а второе опускает. Они действуют как элероны у самолета, поэтому тормозной и поворотный эффект получается превосходный!

Через полгода молодые нанду по росту достигают своих с родителей, но Фотодетское оперение на взрослое они меняют только через два-три года . К этому времени они становятся половозрелыми и вполне готовыми, чтобы заводить собственную семью.

Самцы и самки у нанду имеют практически одинаковые серые нарядах. В отличие от африканских страусов их головы, шеи и бедра оперены. Нанду Дарвина, который живет в более прохладных местах (на плоскогорьях Анд и в Патагонии), меньше обычного, но более жирен. Его отличают белые оторочки на концах серо-бурых перьев.

Мясо у нанду жесткое, а перья тоже малоценные, так как годятся лишь для веничков, которыми сметают пыль с полированной мебели. Но местные охотники все-таки охотятся на нанду с собаками и с ружьями, а фермеры враждуют с нанду, уверяя, будто эти птицы поедают много трав, годных для овец. С другой стороны, нанду поедают немало семян разных местных репейников, которые впиваясь в овечью шерсть, портят ее качество и затрудняют стрижку.