Серая утка фото. Вид: Anas strepera Linnaeus, 1758 = Серая утка. Утиные. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Anas strepera = Серая утка

Вид: Anas strepera Linnaeus, 1758 = Серая утка

УТКА СЕРАЯ (Anas strepera) утка среднего размера, вес ее составляет 0,73- 1,3 кг. Окраска головы и туловища на расстоянии кажется однотонной. Хорошо видно белое зеркальце на крыле, как на лету, так и у сидящей птицы. По повадкам не выделяется среди своих сородичей. Хорошо плавает, ныряет только во время линьки и будучи раненной. Полет утиного типа, с воды поднимается легко, может взлетать почти вертикально. Самец в брачном наряде со спинной стороны серовато-бурый, с брюшной - беловатый с более темной передней частью туловища. Голова сверху рыжевато-бурая с светлыми крапинами. Нижняя часть шеи, зоб, грудь и бока черноватые с белыми полосами. Зеркальце без металлического отблеска, трехцветное: внизу серовато-бурое, затем бархатисто-черное и вверху белое. Окраска самки более однотонная.

Распространена серая утка в умеренной полосе Европы, Азии и Северо-Западной Америке от Тихоокеанского побережья до Великих озер. ФотоНаселяет равнинные водоемы, широкие речные долины с неглубокими озерами, заросшими камышом, лиманы в низовьях рек. Наиболее обычна в зоне степи и лесостепи, в остальных частях ареала встречается значительно реже. Повсюду в северных частях области распространения перелетна, в ряде южных районов - оседла. Основные зимовки находятся на побережьях Северного и Средиземного морей, в ОАР, Иране, Индии и Южном Китае, а также в южной части Северной Америки.

Прилетают серые утки весной на родину тогда, когда весна основательно вступит в свои права. На юге ареала появление их наблюдается в конце февраля - первой половине марта, в северных частях - в конце апреля - первой половине мая. Прилетают они уже парами, но тем не менее во время брачных игр около одной самки очень часто держится несколько самцов. Гнезда располагаются, как правило, на земле, на сухих участках почвы, недалеко от воды. Представляют собой ямку глубиной 10-12 см, тщательно выстланную сухой травой и обильно обложенную пухом. Кладка из 6-14, чаще 9-11 белых яиц с желтоватым или оливковым оттенком. Размеры яиц: 51-59 х 36 42 мм.

Самка садится на гнездо после откладки последнего яйца и насиживает в течение 27-28 дней. Гнезда она почти не покидает (уходит только на кормежку) и нередко подпускает к себе вплотную.Фото Как только птенцы обсохнут, самка уводит их на водоем. При опасности самоотверженно их защищает. По-видимому, в целях более надежной защиты от пернатых хищников наблюдается Объединение нескольких выводков в общее стадо. Это свойственно и другим речным уткам, но особенно хорошо выражено у серой утки. Дружные усилия нескольких взрослых птиц дают больший эффект в защите маленьких птенцов от нападающего врага. Это подтверждает следующее наблюдение.

Однажды на одном из озер Северного Казахстана автору этих строк удалось видеть, как пара крупных чаек-хохотуний напала на находившееся посредине плеса стадо маленьких утят серой утки, состоявшее из четырех выводков. Чайки низко вились над стадом и то и дело бросались на утят, которые, спасаясь, ныряли в воду. Взрослые утки, окружив стадо и стремясь удержать его в кучке, с криком отбивали нападение чаек, обрызгивая их водой, а нередко взлетая с раскрытым клювом навстречу готовому схватить утенка Хищнику. После 10-15 минут беспрерывного нападения, во время которого над озером стоял непрерывный шум и гам, чайки садились рядом с выводком на воду, отдыхали 5-10 минут и вновь начинали нападать. Во время этого перерыва утята сбивались вокруг уток в тесную кучку, насторожило вытягивали шейки, готовые каждую минуту снова нырять. Ожесточенная борьба продолжалась более часа, и чайкам так и не удалось схватить ни одного утенка.

Птенцы растут сравнительно быстро и в возрасте двух месяцев начинают летать. По окончании кладки самцы покидают самок, объединяются в стаи и перемещаются на хорошо заросшие водоемы для линьки. Самки линяют при выводках. Характер линьки, как и у других птиц. Следует лишь отметить, что серые утки линяют позже других уток. Отлет на зимовки происходит, начиная примерно с середины сентября и продолжается до конца октября. Больших стай на пролете не образуется, поэтому во многих местах он бывает малозаметен. Серая утка преимущественно растительноядная птица, животные корма заметное значение приобретают только летом. Ив растительных кормов больше всего употребляются зеленые листья и побеги в основном водных растений, меньше - их семена и корневища. В степных районах отмечается поедание саранчовых насекомых. Промысловое значение серой утки относительно невелико, однако в ряде мест имеет значительный удельный вес в добыче ружейных охотников. Качество мяса ее очень высокое.