Краснозобая казарка.Вид: Rufibrenta ruficollis (Pallas) = Краснозобая казарка. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Rufibrenta ruficollis = Краснозобая казарка

Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные

Подсемейство: Anserinae Vigors, 1825 = Гусиные

Род: Rufibrenta Bonaparte = Краснозобые казарки

Вид: Rufibrenta ruficollis (Pallas) = Краснозобая казарка

Вид: Краснозобая казарка

Читать : Краснозобая казарка

КАЗАРКА КРАСНОЗОБАЯ (Branta ruficollis) мелкий по размеру гусь, весом около 1 кг. Отличается от других гусей короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Прекрасно плавает и ныряет. Окраска оперения лба, верхней стороны головы и шеи, спины, хвоста и крыльев черная. По бокам головы по большому рыжему пятну, окруженному широкой белой каймой. Зоб и бока шеи рыжие, отделенные от черного брюха белой полосой. Кроющие хвоста и задняя часть брюха белые. Клюв и ноги черные.

Гнездится краснозобая казарка только в пределах России и в очень ограниченном районе. Населяет она тундру и лесотундру Западной Сибири от восточной части полуострова Ямал до бассейна Хатанги. Обитает по наиболее сухим и возвышенным участкам тундры и лесотундры вблизи воды. Являясь перелетным видом, зимует на южном побережье Каспия, частично на северо-западе Ирана и в Ираке. Численность этой казарки в большей части ареала значительна, но, к сожалению, за последнее время быстро падает. Весной на места гнездовий краснозобые казарки прилетают примерно во второй декаде июня, когда тундра уже начинает зеленеть.

Сразу же после прилета приступают к постройке гнезда. Гнездятся небольшими колониями, по 4-5 пар. Гнезда располагаются на крутых склонах речных долин, на берегах реки оврагов, поросших кустарником и травой. Основание и стенки гнезда сооружаются из сухих стеблей злаков и других растений, лоток выстилается пухом. Гнезда помещаются открыто. Нередко они бывают заметны еще издали. В ряде случаев они располагаются по соседству с гнездом сокола-сапсана или мохноногого канюка, которые обычно гнездятся по обрывистым берегам долин рек и оврагов. Кладка состоит из 3-6, иногда 7-9 яиц мутно-зеленоватого или беловато-палевого цвета с глубоким зеленоватым оттенком.

Насиживает одна самка, самец в это время находится поблизости от гнезда. Птенцы появляются по всему ареалу в течение июля. После появления птенцов выводок вместе с родителями покидает гнездо и перемещается на поросшие свежей травой участки тундры. Рост птенцов идет быстро, и к 20-м числам августа огромное большинство их поднимается на крыло. Летняя линька начинается в последней декаде июля. Перед линькой казарки собираются в стаи и часть птиц, не принимавших участия в размножении, вылетает на линьку за пределы гнездового ареала.Семейные птицы соединяются в особые стаи и линяют на месте. Линька протекает быстро. В течение 15-20 дней идет смена маховых одновременно почти у всех казарок. К 20-м числам августа большинство их линьку заканчивает. По окончании линьки казарки держатся стаями до самого отлета.

Осенний отлет начинается около 10 сентября, его разгар падает примерно на середину, а конец - на последние числа этого месяца. На родине краснозобые казарки бывают всего лишь 93-113 дней в году. Основной пищей краснозобых казарок служит травянистая растительность. Поздний прилет их в тундру связан с поздним появлением в ней зелени. Нежными побегами трав питаются и птенцы. Краснозобые казарки имеют небольшое промысловое значение, поскольку гнездовой ареал их невелик. В тундре они добываются местными жителями во время линьки сетями, а также весной и осенью ружьем ради мяса, пера и пуха. На зимовках их бьют ружьем и в большом количестве истребляют во время больших снегопадов. Особенно ценятся они как декоративные птицы для содержания в зоологических садах. Ограниченный ареал краснозобой казарки и наблюдающееся сокращение ее численности вызывают тревогу за дальнейшую судьбу этого ценного вида. Необходимы меры по его охране.

Источник: http://www.nature.ok.ru