Бекас. Вид: Gallinago gallinago Linnaeus = Обыкновенный бекас. Бекасовые, Семейство: Scolopacidae Rafinesque, 1815 = Бекасовые, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Gallinago Brisson, 1760 = Бекасы

Вид: Gallinago gallinago Linnaeus = Обыкновенный бекас Фото

Читать : Подотряд Charadrii = Кулики

Внешний вид. Крупнее скворца, 27 см в длину, брюшко белое, темя черное с охристой продольной полосой, крыло снизу белое, сверху с белой полосой по заднему краю (заметна в полете). Боковые перья хвоста широкие, рыжие с темными полосками и белыми кончиками. Взлетает с тихим кряканьем и первое время летит зигзагом, покачиваясь, так что попасть в него на охоте удается лишь хорошим стрелкам (слово “снайпер” происходит от ”snipе”, английского названия бекаса.)

Звук при токовом полете напоминает блеяние; эту странную дребезжащую “песню” бекаса часто можно слышать в лесу весенними ночами. При взлете издает звук, напоминающий кряканье вроде “чиек, чиек, чиек...”, на земле — “та-ке, та-ке”.

Местообитания. Обычен на травянистых болотах, сырых лугах, в высокотравных степях и заболоченных лесах большей части страны.

Питание. Питается насекомыми, червями и растительной пищей.

Места гнездования. Типичные места гнездования бекаса — сырые, травянистые и болотистые луга с разбросанными кое-где островками ольхи, осоковые болота, гривы, почва которых покрыта брусничными кочками, пнями, редкими березами и елями, кочкарники и т. п. Местами гнездится и в сыром еловом лесу, на сфагновых болотах.Фото

Месторасположение гнезда. Гнездо обычно устраивает на какой-либо кочке.

Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой небольшое углубление в почве, выстланное сухими стебельками трав. Толщина подстилки достигает 20 мм.

Особенности кладки. В кладке обычно 4, изредка 5 яиц конусообразной формы, окрашенных в оливковый, желтовато-оливковый или оливково-бурый цвет с довольно большими темно-коричневыми поверхностными и матово-серыми глубокими пятнами. Размеры яиц: (35-42) х (26-31) мм.

Сроки гнездования. В среднюю полосу страны прилетает в апреле и вскоре приступает к токованию и разбивке на пары. В мае появляются гнезда с яйцами. Насиживание продолжается 19-21 сутки. В июне встречаются выводки с птенцами, которые в июле становятся самостоятельными. Отлет начинается с конца августа и продолжается до последних чисел октября.

Распространение. Лесотундровая, лесная и лесостепная зоны от запада Европы до Камчатки, Командорских островов и Японии. Самые южные места гнездования — Пиренеи, южные предгорья Альп, Бессарабия, низовья Дона, Закавказье, Средняя Азия, северная Монголия. В значительном числе бекас гнездится к югу лишь до 48° северной широты. Фото

Зимовка. Зимует в Британии, в области Средиземного моря, в Северной и Восточной Африке, Южной Азии и на Малайском архипелаге; у нас — в Закавказье, Туркмении, Средней Азии и иногда в Крыму и даже на Украине.

Хозяйственное значение. Объект спортивной охоты. Мясо бекаса превосходит качеством мясо остальных куликов.

Описание Бутурлина. Бекас величиной приблизительно с большого пестрого дятла (мельче его только гаршнеп). Вспугнутого бекаса легко узнать: взлетает он стремительно, со звонким, высоким и в то же время несколько хриплым и визгливым криком, вроде “чиек, чиек, чиек...”, и сначала бросается зигзагообразно то вправо, то влево, мелькая белизной своего брюшка.

В весеннее время бекас хорошо заметен; он часто токует, летая над болотами. Сидя на кусте или кочке, он громко выкрикивает “таку-таку...”, а поднявшись над болотом, описывает большие круги. На лету он бросается вниз по косвенной линии, причем раздается громкий дрожащий звук, отдаленно напоминающий блеяние ягненка (отсюда и название “бекас-барашек”).

Хотя высиживает, по-видимому, только самка, но гнездо и птенцов охраняют оба родителя. Изредка бывает, что самец, видя подходящего к гнезду человека, летит к нему навстречу и некоторое время порхает над его головой.