Мородунка. Вид: Tringa (=Xenus) cinereus (Guldenstadt, 1775) = Мородунка. Бекасовые, Семейство: Scolopacidae Rafinesque, 1815 = Бекасовые, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Tringa (=Xenus) cinereus = Мородунка

Вид: Tringa (=Xenus) cinereus (Guldenstadt, 1775) = Мородунка

Читать : Семейство Бекасовые

Внешний вид. Размером со скворца, похожа на перевозчика, но клюв заметно изогнут кверху, желтый у основания, верх серый без бронзового оттенка и (летом) с продольными пестринами, ноги желтые. Хвост темный, надхвостье белое. Сидя, покачивает приподнятым хвостом.

Голос. Резкое “твит-вит-вит” или “ту-лии”.

Местообитания. Обитает на лесных реках и озерах, на песчаных отмелях крупных рек.

Места гнездования. Гнездится на лесных болотах и особенно поймах извилистых рек, где образуется большое количество озерков и луж, перемежающихся заливными лугами, сильно заросшими тальником, кугой, хвощом, и имеются топкие илистые берега. Гнездится обычно колониями, нередко вперемежку с другими болотными птицами — поручейниками, веретенниками, чибисами и др.

Месторасположение гнезда. Гнездо строит на земле.

Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой или простую небольшую ямку в почве на сухом месте со скудной подстилкой из растительной ветоши, или более сложную и тщательную постройку, лоток которой имеет обильную подстилку и высокие боковые стенки. Диаметр таких гнезд составляет около 80 мм.

Особенности кладки. В кладке обычно 4 яйца конусообразной формы. Окраска их матовая коричнево-желтая, иногда с более выраженным желтоватым, красноватым, сероватым оттенком; очень редко цвет их темно-бурый. Рисунок в виде темно-бурых поверхностных и более блеклых, иногда с синеватым оттенком, глубоких пятен, точек и черточек. Размеры яиц: (33-42) х (24-28) мм. Фото

Сроки гнездования. Прилетает в мае и вскоре приступает к гнездовой постройке. В конце мая — июне можно встретить полные кладки. Насиживание длится 21 сутки. Птенцы появляются в конце июня — июле. Отлет наблюдается во второй половине июля — августе.

Распространение. Распространен на большей части таежной и лесотундровой зон.

Описание Бутурлина:Небольшая (ростом с фифи) буровато-серая мородунка, отличающаяся заметно загнутым кверху клювом и желтыми ногами, распространена от Колымы до Ботнического залива. Этот северный куличок селится по речным берегам и замечателен тем, что за несколько последних десятилетий расселился и продолжает двигаться из-за Урала к западу.