Большой песочник. Calidris tenuirostris (Horsfield, 1821) = Большой песочник. Песочники Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Род: Calidris = Песочники

Вид: Calidris tenuirostris (Horsfield, 1821) = Большой песочник

Род: Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Calidris tenuirostris Большой песочник

Большой песочник - наиболее крупный представитель рода песочников, длина тела которых достигает 260—280 мм, а масса самцов и самок - 101—131 г. Клюв прямой и достаточно длинный, на большей части гребня надклювья он загруглённый, а на вершине уплощённый. У большого песочника в брачном наряде зоб и грудь густо покрыты сердцевидными пятнами тёмно-коричневого цвета, расположенными на белом фоне. В центральной части груди пятна нередко сливаются вместе. Спереди горло белого цвета с расположенными на нем мелкими продольными штрихами. Верхняя часть тела большого песочника покрыта оперением тёмно-бурого цвета, а более пёстрый вид птице придают расположенные в межлопаточной области рыже-каштановых перья, имеющие чёрные вершины, а также беловатые каёмки. Задняя часть спины и надхвостье серовато-бурого окраса с широкими беловатыми каёмками. На хвосте верхние кроющие окрашены в чисто-белые цвета или могут содержать тёмные отметины. Белого цвета задняя часть груди, брюхо и подхвостье, иногда здесь имеются тёмно-коричневые пятна, но они менее интенсивно окрашены, чем в передней части груди.

Самец и самка вне периода размножения имеют зимнее оперение окрашенное в более светлые и невзрачные тона. Верхняя часть тела большого песочника имеет пепельно-серый окрас оперенья с тёмно-бурыми надствольными пятнами. Имеются и беловатые узкие каёмки, которые более чёткие на голове, шее и в верхней части спины , а вот рыжие и охристые тона, характерные для брачного наряда, в зимнем отсутствуют. Оперение на нижней части тела белое, и только на шее и передней части груди хорошо просматриваются узкие тёмные продольные штрихи. Оперение молодых птиц как самцов, так и самок имеет такую же окраску как у взрослых птиц в зимнем наряде, а отличаются от них чуть более тёмным верхом головы и практически полным отсутствием тёмных пятнышек на груди.

В целом, по общему виду и размерам большой песочник похож на улитов, но имеет отличный рисунок оперения и другую голосовую вокализацию. Большой песочник - немногословная птица, которая изредка издаёт двусложный крик, который словесно можно передавть как «нют-нют», при этом первый слог более длинный и высокий, а второй — короткий и низкий. В токовом полёте на большой высоте самцы воспроизводят свою брачную песню, слышимую как довольно громкий и глухой крик: «крыыыкрыыы-крыыы».

Большой песочник напоминает более распространённого исландского песочника как строением клюва, крыла и отдельных элементов ног, так и формой хвоста и окраской пуховиков. А хвост у него прямо срезанный, при этом средняя пара рулевых не длиннее крайних. От травника и щёголя большой песочник хорошо отличается по зеленовато-бурой окраске ног, а также по наличию округлых пестрин на груди.

Большой песочник вне периода размножения образует стаи, которые иногда насчитывают нескольких сотен особей. При этом чаще всего он держится вместе с веретенниками, зуйками, песочниками-красношейками и исландскими песочниками. Они предпочитают посещать песчано-илистые участки побережья заливов, которые обнажаются в период отлива. Гнездится большой песочник в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а на зимовку улетает в южную и юго-восточную Азию, вплоть до Австралийского континента.

Calidris tenuirostris Большой песочник

Гнездовой ареал большого песочника целиком лежит в пределах территории России, то есть является ее гнездовым эндемиком. Северная граница гнездовий проходит через горные районы дельты Колымы и Чукотского полуострова, а южная через хребты Становой, Джугджур и юго-западную оконнечность Колымского нагорья. Таким образом гнездовой ареал охватывает горные тундры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Места зимовок лежат на побережьях Индостана и Юго-Восточной Азии, а часть птиц перемещается на северо-запад Австралии. Изредка большой песочник зимует в западной части Индонезии и ещё реже в Новой Зеландии. На зимовках песочник держится на морских побережьях либо в непосредственной близости от них — в устьях рек либо по берегам мелких лагун.

Наблюдения показали, что годовалые птицы на гнездовья не возвращаются, а лето проводят на зимовках. Большой песочник в гнездовой период отдаёт предпочтение плоским вершинам горной тундры, с редкими пятнами травянистой растительности, которые теряются на фоне обширных пространств из голого щебня. Этот вид - моногам. Первые птицы весной появ­ляются на Сахалине к середине мая, а интенсивный пролёт отмечается в конце мая. Откладывать яйца самки начинают в мае — июне. Когда в гнездо отложено 4 яйца, оба родителя начинают насиживание, которое продолжается в течение 21 дня. Вылупившихся птенцов водит самец, а самка вскоре после появления на свет птенцов покидает гнездо. На крыло птенцы поднимаются в возрасте 20 — 25 дней.

Основу пищевого рациона большого песочника в гнездовой период составляют преимущественно ягоды, однако птенцов взрослые птицы откармливают насекомыми. На зимовках основу питания составляют двустворчатые моллюски, а также другие улитки, ракообразные, кольчатые черви и голотурии.