Малый песочник. Calidris pusilla (Linnaeus, 1766) = Малый песочник. Песочники Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Род: Calidris = Песочники

Вид: Calidris pusilla (Linnaeus, 1766) = Малый песочник

Род: Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Малый песочник - это мелкий кулик с длиной тела 13—15 см, размахом крыльев 34—37 см, и массой 20—41 г. У него длинные, как у ходулочников, ноги, и характерный тонкий и короткий клюв, затупленный на конце. Шея и крылья у малого песочника удлинённые, а хвост короткий. Его ноги окрашены в чёрный цвет и частично покрыты плавательными перепонками. Это позволяет малому песочнику легко передвигаться как по мягкому илистому грунту, так и по плавающим листьям растений.

Calidris pusilla  Малый песочник

У малого кулика даже в гнездовом наряде оперение более тусклое и невзрачное по сравнению с близкими видами песочников. В верхней части тела в оперении преобладают серовато-жёлтые тона, иногда с лёгким рыжеватым оттенком. Чёрные плечевые перья со светлыми каёмками хорошо выделяются на общем фоне. Беловатой окраски горло и брюхо малого песочника, на груди и передней части боков на теле имеются тёмные пестрины. Ещё более тусклым, монотонно-серой окраски становится оперение верхней части тела вне сезона размножения и в этом наряде по окрасу его практически не возможно отличить от других мелких видов песочников. А вот по форме клюва, строению ног и голосу малого песочника легко идентифицировать от близких видо даже зимой. Клюв у него прямой, несколько утолщённый и притупленный на конце.

Голос малого песочника по сравнению с другими черноногими песочниками более низкий и дребезжащий, а описывают его как громкую трель «крип», «чрек», «чрап», иногда «чиррап». На взлёте малый песочник иногда издаёт мягкий чирикающий звук, а брачная песня, которую самец исполняет на лету — монотонно повторяющиеся звуки «рии..рии..рии…» либо «ди..джп..ди..джп..ди..джп…».

Большая часть популяции малого песочника, а это около 85 % всей ее численности, гнездится на севере Канады, а остальные - на Аляске, восточнее мыса Барроу. Небольшая колония этих птиц отмечена и в России на побережье Колючинской губы на Чукотке. Малый песочник, как типичная перелётная птица, с приходом зимы улетает зимовать в Вест-Индию, Суринам, Гайану и северную Бразилию, где придерживается илистых и песчаных пляжей на морских побережьях и пресноводных водоёмах. Небольшая часть популяции малого песочника зимует на юге Флориды в США.

Calidris pusilla  Малый песочник

Малый песочник - моногам, некоторые пары могут сохраняться в течение нескольких лет. К местам гнездования малые песочники  прилетают в конце мая. Для гнездования они выбирают сырые участки тундры, часто расположенные по берегам рек, озёр и у разливов. Самцы обычно прилетают на несколько дней раньше самок и занимают подходящий для обустройства гнезда участок. Паря над ним и издавая резкие крики они пытаются привлечь к себе самок. Если на участке появилась потенциальная партнёрша, самец тут же выкапывает в грунте несколько неглубоких ямок и демонстрирует их самке, как будущее гнездовье.

Самка, выбрав одно из импровизированных гнёзд, вскоре откладывает в него последовательно, по одному в сутки, 4 яйца. Дальше идет период насиживания в котором участвуют поочерёдно оба родителя. Период инкубации завершается примерно за 19 дней, и на свет появляются покрытые пухом птенцы, которые вскоре после этого начинают самостоятельно кормиться насекомыми. Спустя примерно дней 10 после вылупления птенцов, самка навсегда покидает выводок, а самец остаётся с птенцами до того момента, когда они начнут летать. Примерно в возрасте двух недель птенцы начинают перепархивать с места на место, а ещё через 5 дней уверенно встают на крыло.