Реликтовая чайка.Вид: Larus relictus = Реликтовая чайка. Чайки, чайковые, Водорезы, водорезовые, Поморники, поморниковые, Крачки, крачковые. Чайки, чистики и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножени

Вид: Larus relictus = Реликтовая чайка

Вид: Larus relictus = Реликтовая чайка

СТАТУС. Исчезающие виды (I категория)

Ареал обитания: Очень редкий, находящийся под угрозой исчезновения вид. Внесен в Красную книгу МСОП. Длина крыла 350 мм. Озера степной зоны.

Распространение. В России гнездится в юго-восточном Забайкалье, на оз. Барун-Торей, а за пределами - на востоке Казахстана, на оз. Алакольи и на севере Центрального Китая, на границе с Монголией.

Заселяет крупные соленые или солоноватые озера. Гнездовые колонии располагаются на небольших островах, покрытых редкой степной растительностью, а также на лишенных растительности галечных островах. Гнездится спорадично в смешанных колониях совместно с чегравами, чайконосыми крачками, серебристыми чайками. Образует обособленные плотные поселения от нескольких десятков до нескольких сотен пар, изредка свыше тысячи пар. Расположение колоний относительно постоянно (1, 4, 5). Фото

Во время миграций реликтовые чайки отмечаются в различных частях Монголии, на побережье Желтого моря в Китае и в Северном Вьетнаме. Зимовки, предположительно, расположены в Юго-Восточной Азии и у южного побережья Китая (4).

Численность. В 1963 г. на оз. Барун-Торей отмечена как обычная птица (3). В 1967 г. на этом же водоеме найдена гнездовая колония численностью не менее 100 гнезд, в 1970 г.- 81 гнездо, в 1975 г.- 322, в 1976 г. - 493 гнезда (1, 3, 5, 6, 7), в начале 90-х годовоколо 1000 пар.

Лимитирующие факторы. Численность лимитируется ограниченной областью распространения - в пределах зоны относительно теплого и влажного климата. На озерах Барун-Торей и Алаколь - северных точках гнездового ареала - наблюдается высокая гибель кладок и птенцов от штормовых нагонов воды и особенно птенцов - в годы с холодным и дождливым летом (4, 5, 7). Фото

Численность вида определяется также особенностями питания. Основным кормом в период размножения являются насекомые - звонцы (взрослые хирономиды) (4), запасы которых тесно связаны с увлажненностью района. В засушливые годы в основных районах гнездования - Центральной Азии,- наряду с регрессией водоемов, сокращаются запасы кормов, что обусловливает снижение жизненной емкости территории и выселение вида на границу ареала - к озерам Барун-Торей и Алаколь. Гнездование на границе ареала не обеспечивает нормального воспроизводства реликтовой чайки.

Меры охраны. Отстрел запрещен. Вид включен в Приложение I к Конвенции СИТЕС.