Кольчатая горлица: расселение. Кольчатая горлица. Вид: Streptopelia decaocto (Frivaldszky, 1838) = Кольчатая горлица. Голуби, голубеобразные:Отряд: Columbae, или Columbiformes = Голуби, голубеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Кольчатая горлица: расселение

Отряд: Columbae, или Columbiformes = Голуби, голубеобразные

Семейство: Columbidae = Голубиные

Род: Streptopelia Bonaparte, 1855 = Горлицы

Вид: Streptopelia decaocto (Frivaldszky, 1838) = Кольчатая горлица

Читать : Кольчатая горлица

Кольчатая горлица: расселение

Кольчатая горлица – очень симпатичная птица из семейства голубиных с длиной тела немногим меньше 30 см, окрашенная в песочно-розоватый цвет и с черным ожерельем-воротничком на шее. Горлица эта прекрасно приспособилась к жизни в городах, где строит гнезда на деревьях и карнизах домов и вполне успешно выводит птенцов. Надо заметить, что вторжение горлиц в города и села вызвало огромный интерес и одновременно опасения у орнитологов и эпидемиологов. Появились сообщения о возможной негативной роли горлицы как переносчика орнитозов и других инфекций. Однако доФото сих пор (а прошло уже больше 70 лет с начала экспансии) никакого вреда здоровью человека эти птица не причинила.

До 1930 г. ареал кольчатой горлицы в Европе охватывал Болгарию, северную Грецию, Восточную Югославию и пограничные районы Румынии и Албании. Возможно, однако, что исконный ареал этой птицы вообще располагался только в южной Азии, к востоку от Брахмапутры. В Турцию и на Балканы горлицу, скорее всего, интродуцировали, т.к. она находилась под особым покровительством мусульман и в Османской империи ревностно охранялась. После ухода турок с Балкан численность горлицы там резко сократилась, а в некоторых областях она и вовсе исчезла, так что ее бурная экспансия в конце 30-х гг. ХХ века оказалась для орнитологов полнейшей неожиданностью. В Венгрии горлицу впервые встретили в 1930 г., а через 10 лет она заселила уже всю страну. Немногим позже распространилась по Югославии, Румынии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии и Польше. Экспансия кольчатой горлицы на территории Германии началась в 1944 г., в Дании – в 1948 г. В конце 1940-х – середине 1950-х гг. эта птица освоила Нидерланды, Люксембург и Бельгию. В 1952 г. впервые появилась во Франции, в 1955 г. – в Норвегии, Англии и затем в Ирландии. К 1960 г. горлица «захватила» все Британские острова, включая Шотландию, а затем добралась до Фарерских островов и Исландии. К 1975 г. ареал кольчатой горлицы достиг севера Швеции. В Испании и Португалии ее первые гнезда были найдены в 1974 г., на Корсике – в 1975 г. Долетела кольчатая горлица и до Египта, и сейчас ее легко можно встретить в Каире и Луксоре.

На территорию Европейской части СССР вселение горлицы шло почти одновременно в разных местах. К 1955 г. она расселилась в Молдавии и на Украине, в Белоруссии и в Прибалтике. В Московской, Калужской, Тульской, Рязанской и Воронежской областях стала встречаться с 1970 года. ВФото 1976–1977 гг. долетела до Ленинградской области, но после сильных морозов 1978 г. в центральной части Европейской России кольчатая горлица почти исчезла. Поскольку эти птицы оседлы, т.е. не совершают весенне-осенних перелетов, суровые зимы все-таки ограничивают заселение ими северных районов.

Итак, всего за 40 лет (с 1930 по 1970 г.) кольчатая горлица расселилась на площади около 3 млн км2. Скорость экспансии до 1964 г. составляла в среднем 75 тыс. км2 в год. Конечно, люди порой опекали и подкармливали симпатичных птиц (особенно в больших городах на Балканах), но в целом процесс расселения был естественным. В новые районы обычно прилетали молодые особи. Сначала они начинали гнездиться в крупных городах, но по мере увеличения численности заселяли и небольшие города и даже деревеньки в округе.

Есть теперь кольчатая горлица и в Северной Америке. Конечно, через океан – на Багамские острова и во Флориду – ее перевезли, но оказавшись на новом месте, она почувствовала себя отлично и сейчас прекрасно размножается и расселяется.

В чем же причина такой успешной и бурной экспансии? На этот счет существует много гипотез. Одна из них связывает стремление к расселению с особями-мутантами, появившимися якобы в балканских популяциях. Другая гипотеза предполагает невысокий пресс хищников в новых областях распространения. Но, безусловно, очень большую роль играет склонность горлиц к синантропизму. Эти птицы отлично приспособились существовать и размножаться рядом с человекам, используя как места для устройства гнезд любые ниши в человеческом жилье, а в качестве материала – самые разные отходы человеческой деятельности (тряпки, пакеты, проволоку и т.д.).

Данная статья была опубликована в № 06/2005 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".